Наталья Радулова (radulova) wrote,
Наталья Радулова
radulova

Category:

Мастера гостеприимства? Как в Советской России обслуживали туристов.



Знаете кто написал книгу о няне Мэри Поппинс? А знаете, что до того, как стать знаменитой, эта писательница приезжала в Советскую Россию - как туристка? В 1932 году англичанка Памела Трэверс купила тур: она была в Ленинграде и Москве, о чем и рассказала затем в очерках: "Священная Москва! Как она кипит и пузырится – в солнечных лучах луковицы-купола переливаются всеми цветами радуги, а ночью кажутся бледными светящимися сферами на фоне звездного неба! Этот поразительный город похож на гигантские кинодекорации".

Но Памела жаловалась на российскую "индустрию гостеприимства": неудобен везущий писательницу в Ленинград теплоход, неудобна гостиница, из крана в которой не идет вода (ни горячая, ни холодная), общепит так себе: "Как бы нам хотелось спрятаться в укромном местечке от этих взглядов и мирно вкусить подбадривающего напитка, но в России нет укромных местечек", а еще программа составлена так, что туристам все время было то холодно, то голодно, то скучно...

В те годы, как ни странно, к нам приезжало немало интуристов. (Интересный документ, передающий дух и колорит той эпохи – картина «Интуристы в Ленинграде», написанная в 1937 году художником Иваном Алексеевичем Владимировым). Однако удобств Советская Россия тогда могла для гостей предоставить действительно мало:

"Зачастую зарубежных гостей поражало явное несоответствие между внешней помпезностью и убогим (но при этом недешевым) сервисом. Имевшие место в зиму 1929-1930 гг. случаи, когда иностранцы ночевали в ванных комнатах, в коридорах и даже на вокзалах, или же, из-за невозможности получить комнату, должны были возвращаться обратно, - самым пагубным образом отозвались на выполнение туристических заданий. Когда же удавалось получить комнату в гостинице, в большинстве случаев помещения были грязными, с несвежим бельем и без ванн. Уборные были настолько загрязнены, что ими было невозможно пользоваться.

В отношении питания отзывы также были, чаще всего, неблагоприятными: однообразный стол из несвежих продуктов, отсутствие в городах ресторанов, тотальный дефицит и невозможность из-за сокращения стоянок поездов пользоваться железнодорожным буфетом и т.д. Гости нашей страны вынуждены были приспосабливаться и к медленному обслуживанию в ресторанах.

Не лучше обстояло дело и с дорожным сервисом. Корреспондент английской «Дэйли Экспресс» (2 февраля 1931 г.), получивший вместо заказанной курицы «что-то подозрительное, похожее на конину», был рад уже тому, «что пища имеется, хотя она не всегда соответствует тому меню, которое вам преподносят». Его поразило, что цены на пищу в вагоне-ресторане выше, чем где-либо в мире.

«Ньюз Кроникл» в заметке от 16 января 1931 г. повествовал о том, как профессор Тойнби испытал настоящее мытарство во время поездки по Транссибирской дороге, так как в поезде не было вагона-ресторана. «Неприятный жирный суп он мог достать на вокзале только после борьбы», а по приезде в Москву он никак не мог устроиться в гостиницу и путешествовал ночью на извозчике с багажом в сильный мороз.

Жалобы английских туристов сводились, в общем, к тому, что не всегда выполнялись обещания, данные при получении тура. Так, например, на пароходах (в поездах) предоставлялись каюты (купе) II класса, вместо обещанных I–го класса. Систематическое опоздание волжских пароходов, заставляло проводить лишние сутки в Сталинграде, при отсутствии самых примитивных удобств и при следовании в дальнейшем в грязных вагонах, с клопами и без постельных принадлежностей. Отмечалась невозможность осмотра городов из-за сокращения стоянок пароходов для нагона опозданий.

То есть дальнейшее развитие иностранного туризма в начале тридцатых годов упиралось в отсутствие в стране соответствующей технической базы, что заставляло «крупнейшие туристические фирмы, вроде Кука, чрезвычайно сдержанно относиться к вербовке туристов в СССР».


Сейчас, конечно, с сервисом у нас получше. Но все равно мы так долго были неприветливой для туристов страной, так долго наши буфетчицы и администраторы гостиниц встречали гостей мордой в стиле "Чо надо?", что нам еще долго переучиваться. Может поэтому и объявлен всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства» - с целью "формирования новых традиций, повышения стандартов сервиса и престижа профессий во всех сферах индустрии гостеприимства". Я, правда, не знаю, как конкурс повысит стандарты сервиса в сфере туризма, но то, что повышать их надо - это точно. Я в командировках немало времени провожу, и сервис этот знаю. В Москве он в общем-то вполне ничего, а вот в провинции иногда - тушите свет. Хотя иногда и в глубинке бывает гостеприимство для туристов выше всех похвал! Но, увы, это еще не общая картина, а отдельные места...

В общем, если вы работаете в этой сфере и уверены, что у вас всё на высоте - подавайте заявки на конкурс. В проекте могут принимать участие не только те, кто давно работает в отрасли, но и те, кто делает первые шаги в этой сфере. (Наставники проекта будут оценивать не только опыт и знания участников). Присылать свои заявки для участия в конкурсе можно до 20 декабря. Давайте уже развивать туризм и делать нашу страну комфортной для путешествий. Чтобы в своих очерках гости больше не описывали ужасы российского гостеприимства.

P.S. А в каком городе России вам как туристу понравился сервис - и почему?



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments