?

Log in

No account? Create an account
фб

radulova


Наталья Радулова


Previous Entry Share Next Entry
Андрей Тарковский: жертвоприношения.
фб
radulova
"Они придумывали сцены, кадры: как будут трепетать бабочки, если жарить их на сковородке!" - в одном из недавних интервью Екатерина Двигубская рассказала о том, как ее отец, художник-постановщик, вместе с Тарковским готовился к фильму "Зеркало".

2018

Тарковский вообще, мне кажется, получал особое удовольствие от мучений животных. Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова помогала Тарковскому в съемках "Рублева". Я с Аксеновой встречалась лично, и она рассказывала о той самой корове... Она и раньше этого не скрывала: "Вспоминаю одну из телевизионных передач “Как это было”. Рассказ - об Андрее Тарковском. Ведущий тоном строго судьи спрашивает директора съемочной группы “Андрея Рублева”: “А правдивы ли слухи о жестокостях во время съемок этой картины? Говорят, тогда заживо корову сожгли, лошадей зарезали”? Директор отвечает: “Нет, нет, что вы! Этого не было. Корову покрыли плащом, а наверху была ткань, которую подожгли. И корова осталась невредимой”. Зачем же лукавить? Корову тогда сожгли. Заживо. А вот другую не менее жуткую сцену из фильма вырезали. Но я-то помню, как все это было. На обрыве у южного фасада Успенского собора соорудили деревянные укрепления. Начали снимать сцену штурма Владимира. Русский всадник на лошади скакал вдоль укреплений, взлетал по настилу на всей скорости, и татарин (в его роли был рабочий с Владимирского мясокомбината) подкрался и одним ударом ножа рассек шею лошади. Из огромной раны хлынула кровь, лошадь в агонии бросилась на камеру. Тарковский и я инстинктивно отпрянули в сторону, а оператор Вадим Юсов продолжал съемку. Лошадь рухнула у его ног."

Станислав Куняев - литературный критик, главный редактор журнала «Наш современник»: "И тут я рассказал им про сгоревшую корову и спросил бывшего помощника генсека: слышал ли он об этом. Самотейкин развёл руками: "Была ли сожжена корова? Конечно, была. Я сам занимался этой историей, жалобы получал, гасил недовольство, усилия прилагал, чтобы в газеты история не попала... А у Тарковского были ещё кадры, в которых лошадей с колокольни сбрасывали... Для того чтобы передать колорит эпохи. Ну, лошади, конечно, и ноги ломали... правда, эти кадры в картину не вошли. То ли сам режиссёр не решился, то ли отсоветовали ему..."

"Другая сцена, вошедшая в фильм: всадник на лошади спускается с высокой деревянной лестницы, метров 8-10 высотой, сооруженной вдоль стены, доски ломаются - лошадь проваливается, калеча ноги, падает задом - спиной, камера уходит влево - где имитируют насилие татар над русской девушкой, но актёры-статисты движутся как сомнамбулы и, столбенея, смотрят туда, в ту точку, к которой опять возвращается камера (дальнейший план был цензурирован, но был восстановлен в полной авторской версии картины, вместе с восстановлением авторского названия фильма - "Страсти по Андрею"), обратно - к упавшей лошади, которая полусидя на заду, видимо сломав крестец и/или позвоночник, в шоке пытается подняться, судорожно перебирает передними ногами. Видно, что все люди попавшие в кадр тоже в шоке".



Николай Бурляев, актер и режиссер, народный артист России: "Я, конечно, не мог знать всего, что задумал Андрей. Лишь однажды он обмолвился, что придумал кадр, в котором один русский рубанет другого саблей по шее, и оттуда будет пульсировать кровь. Потом я еще узнал, что на съемках убили лошадь. Правда, ее взяли из живодерни. И все же я тогда думал: а стоит ли столько крови лить? Но когда уже сам как режиссер снимал фильм о Лермонтове, то понял, насколько был прав Андрей. Нужно показать жестокость, чтобы подвести зрителя к осознанию ее бессмысленности. И я сейчас оправдываю то, что делал Андрей в "Рублеве". Этого требовали реальные художественные задачи".

Маргарита Терехова: "Когда снимали «Зеркало», Тарковский, доверившись мне, поменял финалы трёх сцен. Андрей Арсеньевич никогда не давал актёрам заранее читать сценарии, и, когда в день съёмок выяснилось, что я должна в кадре рубить голову петуху, у меня был шок. Я до последнего момента надеялась, что это шутка. Когда поняла, что рубка неизбежна, стала бросаться за помощью к маме и папе Андрея, которые присутствовали на площадке и сами играли в фильме. И вот… «Куриный эшафот» уже передо мной, свет выставлен, рядом дрессировщик с мешком петухов. И он тихонько меня спрашивает: «Вы правда не будете их рубить?» «Правда», — отвечаю. Это услышал Тарковский и выглянул из-за камеры (он всегда проверял кадр): «Как это ты не будешь?! А что с тобой будет?!» «Меня стошнит, Андрей Арсеньевич», — говорю. «Очень хорошо. Снимаем!» Я встала и, уходя на подгибающихся ногах, говорю ему: «И вообще я считаю, если снял фильм «Андрей Рублёв», больше ничего снимать не надо!» Тогда Тарковский меня догнал и сказал: «Да будет тебе известно, я снимаю свой лучший фильм…» Дальше мы с ним много говорили. В итоге рубить голову он меня не заставил. Ограничились криком петуха, перьями и крупным планом моего потрясённого лица".

Кира Муратова, "Искусство кино", январь 2005: "Мне нравились огромные части его фильмов, некоторые фильмы — целиком. Мне всегда не нравилось в Тарковском то, что я должна была посмотреть его фильм дважды — для того чтобы отсечь те вещи, которые мне претят. Я не люблю, всегда не любила в нем его любование своим страданием. Он всегда страдалец номер один во Вселенной, и это главное его свойство. "Ах, никто из вас не умеет страдать так, как умею я!" Это мне всегда казалось немного смешным, именно смешным.
Что касается того, с чего я начала... Я не люблю путать жизнь и искусство. Я многажды слышала, что Тарковский сжег корову. Думала — разговоры, сплетни. Но вот недавно показали по телевидению фильм о Тарковском. И я увидела этот кадр, который не вошел в "Рублева": бегущую, горящую, как каскадер, корову. Тарковский для меня перестал существовать. Всё. Больше мне нечего сказать".

Центр защиты прав животных "ВИТА": "На все нападки режиссёр отвечал примерно так: вы каждый день едите сожженных коров и ничего. Я же сжёг одну, чтобы показать в каких варварских условиях человек жил и писал иконы... Тарковский оправдывал жестокое убийство животных на съёмках своих фильмов целью достижения максимальной реалистичности образа. Почему уцелели люди-актеры? Что-то ведь помешало "великому режиссеру" и "смелому новатору" воплотить правду жизни на экране полностью и убить их тоже?"


  • 1
Тарковский татарин даже фенотипически и ментально кочевкник азиат, предшественник-предвестник всего этого азиатского нашествия на Маскву.
Они сейчас в Маскве режут животин на куйрамбайрам с методичностью метронома.

Есть мнение, что Тарковский ещё долго будет гореть в аду собственного производства. Что ждёт кстати и охеренного православного христианина Бурляева... который дожив до (или умер уже?) до стольких лет и понятия не имеет: Противостояние жестокости может быть только повсеместным исполнением указов Нагорной Проповеди Иисуса, а не кадрами сожжения коров, блин...

Есть заблуждение что Тарковского клали на полку. Нет. С ним носилось госкино как с писаной торбой. Он же шел на западе! И у него хотели сниматься, вот и терпели. А теперь их осенило. История примерно как с домогательствами, о которых внезапно вспомнили пятьдесят лет спустя.

«И вообще я считаю, если снял фильм «Андрей Рублёв», больше ничего снимать не надо!»

Да. Тарковский снял великий фильм.

Лицемеры и трусы им не корову жалко а себя , будут потом совестью маяться жалея рогатую уплетая колбаску

Есть разница между быстро зарезать (вскрытием артерии с быстрой кровопотерей и обмороком) или сжечь заживо, с лишними страданиями? Будь только 2 этих варианта и необходимость выбора только между ними - вы бы для себя какую казнь выбрали?

Человек для себя выбирает убивать коров, а не делить с ними тяготы бытия. Это особенно смешно звучит от тех, кто говядину ест.

Я не ем говядину, и сжигать коров живьём для какого-то там искусства - варварство и жестокость. Значит, недостаточно гениален и талантлив режиссер, раз без реальной смерти не в состоянии показать квинтессенцию жестокости и передать дух времени. Точка.

Всегда мне он не нравился

Всегда Тарковский не нравился как фильмодел. Что ни картина, то какое-то невероятно нудное УГ. Ничего не происходит, герои говорят по слову за 10 минут, капли капают.

А он еще и живодер был.

Edited at 2019-06-18 09:00 am (UTC)

Поэтому и сдох от рака. Боженька-то всё видит...

Боженька и детям, надо полагать, рак раздает за грехи их тяжкие?

За грехи родителей.

По христиански - уважаю.

Мне никогда не нравились фильмы Тарковского. Не нравятся и сейчас.

Искусство требует жертв (не Тарковский сказал). А лошадь.. Ну жалко, конечно. Если вживую видеть.

Коппола тоже живодёр?


  • 1