?

Log in

No account? Create an account
фб

radulova


Наталья Радулова


Previous Entry Share Next Entry
Станция "Россия". Вагончик тронется - перрон останется.
фб
radulova

Россия обитаема там, где проходит железная дорога. Эта нехитрая мысль, наверное, и есть главный лозунг выставки, которая открыта на Казанском вокзале. Вход на выставку бесплатный, открыта она ежедневно до 19 марта, поэтому если у вас, как у меня, полно времени перед отправлением поезда, то зайдите в галерею в Царской башне, увидите много любопытного...


Итак, «Станция «Россия». Прошлое, настоящее и будущее наших железных дорог.


Экспозиция разделена на пять частей. В зале "Введение в географию" - большие экраны, на которых показывают видео с фактами, от которых можно в очередной раз обалдеть. Например: 65% нашей территории занимает вечная мерзлота, 50% леса, 10% болота,  на 93% страны средняя температура в январе -10, из всей площади России освоено только 20%... Не мудрено, что именно железные дороги стали экзоскелетом страны, который держит ее на себе и помогает перевезти то, что иначе перевезти невозможно.


Жизнь в России там, где есть "железка". Потому что, как ни крути, а все же "Не люди приспосабливают Россию под себя, но Россия приспосабливает под себя людей.


«Если даже ты идешь налево – попадешь на Курский вокзал; если прямо – все равно на Курский вокзал; если направо – все равно на Курский вокзал». (Поэма "Москва-Петушки").


Здесь же рассказывают о разрастающихся городах, о том, из чего состоит система железнодорожных путей России: интенсивность движения, пассажиропотоки и вокзалы - начиная с первого, павловского «фоксала» и до вокзалов, имплементированных в сложную городскую среду.


Между прочим, в Павловском вокзале были два больших зала с фонтанами «для балов и концертов», два зимних сада, «приятный отдых и разумные увеселения на лоне прелестной природы».


В разделе "Проектное депо" представлены экспозиции, которые включают в себя старые и современные фотографии с вокзалами и пассажирами, а также можно "подсмотреть" за жизнью современных вокзалов - через камеры наблюдения.




1944 год, пленные немцы у Белорусского вокзала в Москве. По словам свидетелей, агрессивных или антинемецких выпадов среди москвичей практически не было, а вокзалы работали в обычном режиме.


В ноябре 1837 года открылась первая в России железная дорога общего пользования. Она соединила Санкт-Петербург и Царское село. В феврале 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург - Москва протяженностью 650 км. В марте 1891 года император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, "приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений.

Интересные факты: наш Транссиб является самой длинной железной дорогой в мире, благодаря Транссибу в 1906-1914 годах за Урал переселились более 3 миллионов человек. В настоящее время по Транссибу ходит фирменный поезд, время в пути: 6 суток (143 часа, 20 минут).


Кстати, в зале «Преодолевая пространство» показывают фильм молодого режиссера, который поехал на этом поезде через всю страну, чтобы встретиться с дедом: «Я живу в уникальной стране - стране, в которой не существует времени... За спиной девять тысяч километров, а здесь все так же говорят по-русски»... Фильм - съемка через окно вагона - показывают тоже будто через такое же окно. Ты садишься и смотришь, смотришь, как проносятся мимо русские леса, поля, деревушки...


В зале, который посвящен "Камере хранения", горы чемоданов...


А ещё - старая добрая камера хранения.


Надежная система. Современные хакеры точно не вскроют.


Вот только хранятся в ячейках не чемоданы, а интересные вещи. Например, в этом старом справочнике железнодорожника можно найти интересные факты о железной дороге.


Фонарь кондуктора... "Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее — не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное"...


Здесь же хранятся и истории известных людей, связанные с железными дорогами. О том, как Чехов, презиравший все пошлое и вульгарное, в итоге был привезен в Россию после смерти в вагоне "для перевозки устриц" и похоронен рядом с могилой вдовы Кукуреткиной - Антон Павлович оценил бы эту иронию судьбы. О том, как бежавший из дома 82-летний Лев Толстой ехал в вагоне, где все курили, поэтому выходил отдышаться на открытую площадку, где и подхватил воспаление легких. О том, как Дэвид Боуи, путешествуя по Сибири, удивлялся, что «в мире еще остались такие пространства нетронутой дикой природы»...








Зал ожидания будущего» – это прогноз  относительно изменений, которые должны произойти с городами и железнодорожным транспортом в будущем. Железная дорога и ее инфраструктура занимают колоссальные площади в городах. А значит, с постепенным изменением технологий, стоит ожидать и высвобождения пространства – потенциально огромного free space. Здесь показано что с ним можно делать, как его развивать.


Выставка «Станция Россия» ранее была представлена в российском павильоне на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Но там у нее было совсем мало места, как на полке в плацкарте. Здесь, конечно, развернулись. В общем, здесь точно интереснее время провести, чем в зале ожидания Казанского вокзала - а он совсем рядом, за дверью... И кажется, что выставка - это и есть наш вокзал. Станция "Россия".

  • 1
Интересно. Надо добраться. А в Питере открыли музей "железных дорог России" на Балтийской. Очень рекомендую! Лучше с экскурсией.

А тут вообще красота: тепло, интересно, бесплатно, зал ожидания рядом))

--"Не люди приспосабливают Россию под себя"---
Хехе, Нелюди приспосабливают Россию под себя.
Звучит как крамола на действующего резидента Рф

Бормочет чё то)

Как он скажет в своей новогодней речи?
Дорогие россияны! С наступающим вас новым годом свИньи
Дорогие россияны! С наступающим вам новым годом свиньИ

Смешно, сами придумали? Кстати, с наступающим)

  • 1