
Какое бизнес вы делали в школе? У меня коммерческой жилки не было. Родственник-моряк привозил мне "из загранки" шоколадки, блоки жвачек - я все радостно раздавала, хотя, наверное, могла бы продавать эти штуки и обогатиться, как Рокфеллер. Я максимум что могла - мечтала написать большой рассказ, про березку там или про журавлей, отправить его в какой-нибудь журнал и получить за это 30 рублей. Или 3 рубля, не помню уже какие я там журналистские гонорары воображала. Впрочем, я была бы счастлива публиковаться и за бесплатно.
А вот соседская девочка Ирка где-то раздобыла кусок советских резиновых обоев "в подушечку", разрезала эти обои четко по линиям, именно на подушечки, и толкала по 5 копеек восторженным девицам, воображавшим, что на такую подушку можно положить пупса. Ирка была гением, но ее лавочку накрыла воспитательница в детсаду, и все ее копейки были возвращены покупательницам. Короче, заработать в наше время детям почти не удавалось. При этом детский труд вроде как поощрялся, но только если он был бесплатный, общественный. А если бы малолетний попытался обогатиться - его бы осудили. Это еще Ирке повезло, будь она уже школьницей, не избежать бы ей серьезных разборок.
Сейчас напротив стремление детей к предпринимательству поощряется. В России детям "вступать в трудовые отношения" официально разрешается с 14 лет. А уже в 16 лет подросток имеет право, с согласия родителей, зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем. Впрочем, даже эту планку хотят снизить до 14 – согласно внесенному в июне в Госдуму законопроекту. Потому что этих малолетних бизнесменов не удержать.

Вот Глеб Ермолаев, который закончил 7 класс в Чебоксарах. (На фото он с миллиардером Оскаром Хартманном в «Сколково»). Глеб в 13 лет начал заниматься доставкой цветов. А сейчас он производит косметику под своим личным брендом. О его продукции рассказывают видеоблогеры, а сами средства реализуются через Инстаграм.

Владислав Гурский закончил 10 класс в селе Мальково Тюменской области. Он начинал с собственной офлайн-игры. (За вход в игру мальчишкам приходилось платить, зато победитель получал 75% «кассовых сборов», а остальные 25% выручки Влад оставлял себе). Затем он производил и продавал картонные игрушки в стиле компьютерной игры Minecraft (по 50-200 рублей). Поднакопив капитал, начал производить наживку для рыболовов. В Тюмени, оказывается, с этим весьма туго: червей, опарышей и мотылей возят из Москвы и Архангельской области, а это дорого! Слава сам построил и обустроил теплицу для разведения опарыша, потратив не меньше 40 тысяч рублей. Его живности хватает на шесть специализированных магазинов.

Арслан Шаймарданов закончил 11 класс в Казани. Подросток купил на подаренные и скопленные карманные деньги станок. И начал мастерить декоративные адресные таблички для домов, потом переключился на деревянные игрушки. Вскоре Арслан перестал справляться с заказами и подключил к своему игрушечному бизнесу близкого друга. Заодно начал заниматься и отделкой коттеджей.
Я тоже нашла для репортажа школьника, который заделался фермером. В 10 лет он попросил маму вместо собаки подарить ему козочку. Сейчас у него небольшое стадо, он сам ухаживает за животными, доит, сам по утрам развозит молоко заказчикам на велике, производит сыр. Но я вам его пока не покажу - напишу, потом...
Вот ей-богу, сейчас дети совсем другие. Помню, как подговаривала брата подрабатывать параллельно с учебой - ему уже 21 год был! Но родители взбунтовались: "Нечего распыляться, сначала диплом надо получить, а потом уже о работе думать". Сами гасили все попытки самостоятельности! А нынешние мальчишки и девчонки вон со школы уже работают, и попробуй их останови! То ли действительно страна, общество изменилось, то ли менталитет наш поменялся, то ли новое поколение сменило старое, инертное... Инфантилов всё еще в остатке, конечно, куда ж мы без Емелей на печи, но все же активных ребят очень много откуда-то взялось. Не перестаю удивляться. Деловуши такие)