
"Парламент ЮАР выступил за экспроприацию земли у белых граждан - без предоставления им какой-либо компенсации. "Мы не хотим мести. Но время взаимозачетов прошло, речь идет о справедливости и о нашем достоинстве", - заявил, представляя проект резолюции, Джулиус Малема. Депутаты поручили конституционному комитету подготовить заключение по экспроприации земель, чтобы в августе вновь вернуться к этой теме. Президент ЮАР Сирил Рамафоза, вступивший в должность в середине февраля, дал понять, что поддержит отчуждение собственности у фермеров без выплат со стороны государства и передачу земельных наделов чернокожим африканцам. По словам политика, этот вопрос требует незамедлительного решения".
Ну, теперь заживут. Такая же реформа была в соседней Зимбабве, помните? Еще пару десятилетий назад Зимбабве считалась одной из самых богатых стран Африки, а также крупным экспортером сельскохозяйственной продукции. Но в 2000-м страна взяла курс на избавление от последствий колониального прошлого. Началась конфискационная земельная реформа, так называемый "черный передел". Сельскохозяйственные земли отбирались у белых фермеров (1% населения) и передавались чернокожему населению. Так было перераспределено 70% земельного банка страны. Белые фермеры уехали из страны.
Но новые хозяева не смогли эффективно обрабатывать землю. Экономика покатилась в пропасть. В итоге с 2000 года в Зимбабве зафиксировано начало небывалой гиперинфляции. К началу 2009 года инфляция в Зимбабве достигла мирового рекорда — 321000000%, была введена в обращение купюра достоинством 100 трлн зимбабвийских долларов. За короткое время богатое африканское государство превратилось в наибеднейшую страну. Около 90% граждан страны сейчас являются официально безработными. Половине населения страны грозит голодная смерть.
В ЮАР сейчас тоже порядка 73% полезных для ведения сельского хозяйства земельных угодий находится в руках у белого населения. (В 1994 году этот показатель составлял 85%). Критики реформы отмечают, что в ЮАР после передачи земли в руки нуждающегося населения многие фермы уже пришли в упадок. Ну вот теперь всю землю передадут - и заживут, наконец, как положено.