?

Log in

No account? Create an account
фб

radulova


Наталья Радулова


Previous Entry Share Next Entry
И тогда я сказал: "Боже, помоги нам..." Как живёт Сергей Сотников, спасший 81 человека и самолёт?
фб
radulova


Вы, конечно, знаете эту историю. На протяжении 12 лет Сергей Сотников, начальник вертолетной площадки села Ижма, Республика Коми, по собственной инициативе чистил заброшенную взлетно-посадочную станцию, которой не было ни на одной карте. Аэропорт здесь давно закрылся, не было ни рации, ни диспетчеров. Иногда прилетал вертолет, но для вертолетов взлетно-посадочная не нужна, и пятачка хватит. Однако Сергей Михайлович все равно из года в год упорно чистил снег, вырубал сорняки, убирал мусор, не разрешал по взлётке ездить, парковать там машины и что-либо хранить. В общем, зачем-то держал полосу в рабочем состоянии - будто ждал этот один-единственный самолет.



7 сентября 2010 года на борту самолета, направлявшегося из Якутии в Москву, пропали электричество и радиосвязь. Самолёт отклонился от курса, топлива оставалось максимум на полчаса. Командир экипажа Евгений Новоселов решил снижаться. На борту в тот момент находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа. Спасение в таких условиях было равносильно чуду.

В тот день Сергей Михайлович собирался отвозить внуков в школу и детсад, как вдруг ему позвонил бывший коллега. Мужчина рассказал, что над Ижмой крутится большой самолет. Поначалу Сотников решил, что это очередная аэрофотосъемка, но спустя несколько минут получил сообщение с метеостанции: на полосу, за которой столько лет Сергей Михайлович следил в одиночестве, сел самолет. Произошло невозможное.



Командир самолета Евгений Новоселов во время посадки увидел населённый пункт. Это уже было чудом. Если и садиться, так хоть рядом с людьми - прибегут, думал Новосёлов. Бортпроводники спокойно готовили людей к жесткой посадке, понимая, что вообще-то шансы выжить минимальны, пилоты искали ровное поле. Сергей Сотников: "А когда он рассмотрел сверху нашу ВПП, то просто глазам не поверил — я ведь и входные щиты оставлял, и осевую разметку рисовал". Так незаметный подвиг Сотникова помог выжить людям.

Совершить посадку удалось не с первого раза: Ту-154 нужна двухкилометровая полоса, а в Ижме всего 1,3 км, к тому же пилоту пришлось действовать без помощи диспетчеров. Но зато в первый заход визуально оценили ВПП - насколько она пригодна для посадки. Садились по стаканчику с водой - смотрели, чтобы уровень воды всегда был ровно горизонтальным. Сели очень мягко, но подкрылки не выпускались, поэтому скорость была огромной. Резина при торможении сгорела, самолет выкатился на заросшую концевую полосу, но все же приземление было удачным - никто не пострадал. Как потом писали в отчетах: "Удачная посадка во многом стала возможна потому, что взлётно-посадочная полоса поддерживалась в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки, который на протяжении 12 лет по своей инициативе добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора, посторонних объектов и не рос кустарник".



Если бы облака не открылись и командир Новосёлов не увидел взлётно-посадочную полосу, все просто погибли бы. Без вариантов. Если бы полоса была захламлена - тоже посадка бы не удалась. "Я что? Я просто по взлётке ездить не давал, - говорил тогда Сотников. - Или бревно упадет, будет валяться, люди ещё бутылок накидают… Для себя, короче, убирал. Чтобы было приятно… Я просто безумно рад, что люди остались живы. Если бы на полосе оказалась хоть одна машина…"



К счастью, когда Сотников приехал на работу, пассажиры уже скатывались по аварийным трапам и, счаст­ливые, звонили близким: мы сели в тайге. Блогеры, конечно, позже сами выдумали сказку, как Человек с большой буквы противостоял местным олигархам, жаждавшим построить на полосе дровяной склад. Все это неправда. Нет в Ижме олигархов. Есть оленеводческий совхоз и есть мелкий лесозаготовительный бизнес, но в основном люди рубят для себя. Приполярье потому что, а отопление печное. Вот с этими частниками и боролся Сотников. Ну как боролся - просто запрещал дрова складировать на взлетке, гонял грибников, которые пытались припарковать там машины и мотоциклы. Ну и вырубал прорастающий в стыках между плитами ивняк. Разумеется, он надеялся, что когда-то дело его жизни - аэропорт - возродят. Поэтому и берег полосу, давно списанную и никому не нужную. Бывший начальник Печорского авиаотряда стал большим человеком в Сыктывкаре и каждый раз при встрече обнадеживал: «Серега, береги полосу! Придет время - возродим малую авиацию!» Увы, этого так и не случилось. Но, как теперь ясно, полосу Серега сберег не зря - все было не зря.



Через месяц после случившегося в Ижме президент Медведев также присвоил звание Героя Российской Федерации командиру экипажа Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову. Остальные члены экипажа награждены орденом Мужества. Этой награды удостоены: старший бортпроводник Елена Разумова и бортпроводники Елена Дмитриева, Рифкат Низамов, Василий Выродов и Николай Дмитриев, которые не допустили паники на борту и проинструктировали всех пассажиров как себя вести - многие граждане благодаря их выдержке даже не поняли, что произошло что-то невероятное. Этой же награды удостоены бортинженер Рафик Каримов и штурман Сергей Талалаев. На фото экипаж у своего самолета.



Сотникова сразу не наградили, но в прессе вышло так много статей о нем, а общественный резонанс оказася таким огромным, что в 2012 году Сергея Сотникова наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Что изменилось в жизни Сергея Михайловича с тех пор? "Приезжайте, посмотрите: среда - как раз вертолётный день", - пригласил Сотников. 59-летний Сергей Сотников сейчас на пенсии, но они с женой Марией до сих пор работают в аэропорту Ижмы. Сотников - по договору, жена - волонтёр. Сергей Михайлович здесь за сторожа и чистильщика, командовать некем.



Когда-то в аэропорту Ижмы работали 126 человек, здесь садились Ан-24, Як-40, Ил-14. А местный самолетик Ан-2 был сродни город­ской маршрутке - за три рубля бабушки в любую деревню могли слетать. На выходные летали из Ижмы в Таллин. Можно было добраться и в столицу. Местная авиация была хорошо развита. Теперь, чтобы попасть из крайней точки Кипиево в райцентр Ижму и вернуться обратно, нужно 2612 руб. С дорогами тут не то чтобы плохо - их просто нет. Летом курсирует водный транспорт по Печоре. Зимой трассой служат крепко замёрзшие и утоптанные болота, так называемый зимник. Весной и осенью - передвижение только по воздуху. На вертолёте Ми-8 (22 места) - единственном на два района Коми. Оформить документы в райцентре, вылечить зуб, пройти медосмотр - да мало ли какие проблемы у жителей труднодоступных сёл. В Ижемском районе 20 тысяч жителей, четверть из них в распутицу полностью отрезаны от мира. Да, авиация это дорого. Но альтернатива - строить дороги - еще дороже! А в одном Ижемском районе их нужно триста километров!



Сергей Сотников: "В прежние времена у нас и льготы были хорошие — бесплатные перелеты по Союзу, и спец­одежду выдавали — вплоть до шуб, меховых штанов, унтов. Вон, сапогам на меху сто лет в обед. Какое качество! Сейчас ни льгот, ни одежды. Ни-че-го!"

Сергей Михайлович получает 21 тыс. руб., плюс пенсия — 16 700. В феврале Сотникову исполнится 60 лет, 40 из которых он отдал местной авиации: "Все мы такие - кто приходил в авиацию в советское время: болеем душой за дело. Тогда парни хотели служить, летать. А теперь даже смену не из кого воспитать".



Семь лет назад Сотников ещё надеялся на возрождение местной авиации, думал, вернутся самолёты в Ижму. Теперь таких мыслей нет. Несколько новых аэропортов в Коми открыли - пассажиров практически нет, хотя там и газовики, и нефтяники. Сейчас обязательно нужно, чтобы каждый аэродром окружал бетонный забор, а по периметру обязательно была автодорога. Куча других требований. Естественно, маленькие местные аэродромы не могут этому соответствовать. А те, кто пытается, естественно, повышают расценки на свои услуги. В итоге сборы за взлет и посадку в региональных аэропортах часто превышают московские.

"Про сельскохозяйственную Ижму можно забыть, - говорит Сотников. - На полноценную ВПП (без учёта сигнальных огней, спецтехники, всех служб) нужно 42 млн руб. А отдачи-то экономической не будет. Вертолёты и те дотационные. За 20 лет сюда не вложено ни копейки. После Нового года я, например, перехожу из здания аэропорта в балок - здесь вон стены рушатся, плесень кругом…"

Раньше и авиакомпании получали дотации на полеты, сейчас им не полагается ни копейки от государства. Авиация - это дорогое удовольствие, за которое кто-то должен платить. В мелких городах и поселках у населения нет таких денег. Поэтому реальный спрос на авиаперевозки сократился в разы. А если платить некому, то все умирает: не только аэродромы, но и школы, аптеки, клубы и так далее. Эта безрадостная картина наблюдается во многих мелких населенных пунктах. Объективно вымирающие деревни - это общемировой процесс. Там, где нет экономических предпосылок для проживания людей, там жизнь, увы, замирает.



После той счастливой посадки в Томске на одном из городских сайтов стартовала кампания по сбору средств на премию «Народная симпатия» для Сергея Михайловича. На полученные средства Сотников высказал желание закупить посадочные огни для вертолетных площадок района.
В декабре 2010 года блогерами dirty.ru была запущена акция по сбору денежных средств для покупки Сергею Михайловичу снегохода, который был подарен Сотникову 26 января 2011 года.
В 2010 году Сергей Михайлович Сотников «за верность долгу, профессионализм и личное мужество» стал лауреатом премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея».



В одной из историй, вошедших в состав фильма «Ёлки 2» (новелла «Самолёт», режиссёра Александра Котта), описывается вынужденная посадка терпящего бедствие самолёта Ту-154 на заброшенный аэродром. На счастье пилотов (и пассажиров), не знающих, работает ли он сейчас и следит ли кто-то за взлётной полосой, именно в этом месте исполняет свой долг рядовой сотрудник авиации, роль которого исполнил Владимир Меньшов. Прототипом персонажа выступил Сергей Сотников.
В феврале 2012 года Сергей Сотников награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В ноябре 2013 года стал лауреатом премии газеты «Аргументы и Факты» «Национальная гордость России».
В 2014 году Сотников стал одним из почетных участников эстафеты олимпийского огня.



Авиакомпания-владелец сначала собиралась списать повреждённый самолёт, но впоследствии специалисты все же рискнули перегнать лайнер из Ижмы в Ухту. Длина разбега максимально облегчённого самолёта с запасом топлива 11 тонн составила 800 метров. Из-за невозможности проверить стойки шасси на месте после ремонта полёт осуществлялся с выпущенными стойками шасси. По словам лётчика-испытателя Рубена Есаяна, пилотировавшего борт, полёт планировался на высоте 3600 метров на приборной скорости 420 км/ч. Самолёт взлетел без происшествий, сделал прощальный круг над Ижмой, помахав крыльями спасшей его полосе, и взял курс на Ухту. Потом его перегнали в Самару, где отремонтировали и 16 июня 2011 года возвратили владельцу для использования на регулярных авиалиниях.




(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
мужчина, конечно, подвижник. Но почему русские мужики выглядят минимум на 15 лет старше своих лет? вот на фото сидит бодренький 75 летний старик. А по факту он даже и не пенсионер, 59 лет.

По-разному выглядят.
Особенно неплохи те, которые горазды тратиться на косметологию.

У мужика, может, просто типаж такой.
Есть народ, который уже в шестнадцать выглядит на двадцать пять, и стареет быстрее ровесников.

Так он же, вроде, зарплату получал за то, что чистил полосу и следил за порядком. Отчего весь этот кипеш с медалями и снегоходами?

Edited at 2018-01-15 01:45 pm (UTC)

Он не обязан был чистить заброшенную взлетку для самолетов. Его задача - пятачок для вертолета.

С авиацией тот случай, когда её, сегодняшнюю, благоразумнее по-советски сравнивать с 1913 годом.

Замечательная история! Спасибо, Наташа

На таких Сергей Михалычах всё и держится ещё...

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Где-то есть офигительно красивое видео, как этот самолет знаменитый летчик потом увел с этой полосы. И крыльями покачал. Просто дух захватывало.

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

дадада про "ёлки" сразу вспомнил))

Все это конечно хорошо, честь и хвала что полосу в рабочем состоянии поддерживали, но поддерживали не от того что они такие романтики и фанаты, а потому-что в тихаря и незаконно там летали на малых воздушных судах, ну ничего, победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота! К стати про стаканчик с водой тоже перебор, там авиагоризонт есть, ему энергия не требуется!

Вот очень порадуюсь, если вы правы. Люди, которые по-партизански учавствуют в малой авиации, большие молодцы.

Блогеры Dirty.ru?

Да, блогеры с дёрти. Я сам помню этот сбор денег.

Даешь трамвай от Ижмы до Ухты!

И велосипедную дорожку!

(Deleted comment)
Аккумуляторы высохли и закоротили, никто не проверил.

Да, они молодцы, не спорю. Но бортпроводники просто выполнили свою работу и им ордена. Вот это мне не понятно. За выполнение своих должностных обязанностей.

наверное, чтобы это понять лично вам, вам надо точно знать, что через 10 минут вы скорее всего умрете

Такая классная история. Я ее еще до Елок увидела. В "Пусть говорят". Редкий случай, когда было приятно посмотреть.