фб

radulova


Наталья Радулова


Previous Entry Share Next Entry
Я в синий троллейбус сажусь на ходу... Почему Россия - страна троллейбусов.
фб
radulova


Вы знаете, что Россия занимает первое место в мире по оснащенности троллейбусами городов? В СССР троллейбус впервые появился в 1933 году в Москве, когда надо было как-то разбираться с резко возросшим пассажиропотоком. Машина называлась ЛК-1 - аббревиатура означала “Лазарь Каганович”. (Именно Каганович стал инициатором внедрения троллейбусного движения). Для первой линии сначала хотели приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты Наркомтяжпром поручил проектирование и строительство отечественным заводам. ЛК имели высокую маневренность, не выбрасывали в воздух выхлопные газы. Определили и расписание их работы - с 7 часов утра до 24 часов. В салоне имелось 37 мягких мест для сидения, зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Красота! В итоге в 1934 году на московских дорогах ездило 30 троллейбусов, а в начале 1936 года — уже 68.



Кроме Москвы троллейбусное сообщение было организованно в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ростове-на-Дону. "Рогатые машины" сразу позиционировались как транспорт повышенной комфортности. Системы отопления, мягкие сиденья, уютные занавески на окнах, и, что самое главное, строго фиксированная пассажировместимость, выгодно отличали троллейбус от других видов общественного транспорта. Да и проезд там был дороже: если, к примеру, в ленинградском трамвае в 1936 году можно было весь маршрут проехать за 15 копеек, то проезд в троллейбусе обошелся бы в 20 копеек за одну только зону. Солидно! И все же на троллейбусе катались и дети, и взрослые, а особым шиком считалось прокатить на троллейбусе девушку. (В том же Ленинграде было введено ночное движение троллейбусов. Оно осуществлялось до 3 часов 30 минут, причем интервал движения не превышал 10 минут).



В послевоенный период страну захлестнул настоящий троллейбусный бум – новые линии открывались во многих городах Советского Союза. "Синий троллейбус", воспетый Окуджавой, появился в 1946 году - это машина МТБ-82. В салоне появилась лучшая как естественная, так и искусственная освещенность, пассажировместимость увеличилась до 65 человек. Однако узкие двери и отсутствие накопительной площадки затрудняли вход и выход, провоз габаритного багажа или детской коляски. Низкие окна затрудняли обзор стоящим пассажирам, невысокий потолок затруднял проезд людям высокого роста. Но все же это была отличная машина для тех лет. А поскольку практически все МТБ-82 окрашивались в синий цвет, у советских горожан того времени в разговорной речи и появилось устойчивое выражение "синий троллейбус".



В 1959 году началось производство ЗиУ-5 - существовало четыре модификации этой машины, последовательно сменявших друг друга на конвейере. Эти троллейбусы были еще более вместительными. Если в МТБ-82 было 38 сидячих мест при полной вместимости 86 человек, то в ЗиУ-5 — 35 и 112 соответственно. Особое внимание уделили комфорту пассажиров, широкий кузов позволил разместить двухрядные сиденья и оставить между ними достаточно широкий проход. Задняя накопительная площадка для размещения крупногабаритного багажа пассажиров стала очень просторной, широкие двери многократно ускорили процесс посадки-высадки. Большая площадь остекления способствовала удобству наблюдения.



На момент начала своего производства ЗиУ-5 обладал такой разгонной динамикой, что мог свободно двигаться на равных с легковыми автомобилями. Это была наиболее распространенная моделью троллейбуса в СССР в 60-х и 70-х годах.



ЗиУ-9 (или ЗиУ-682) которому предстояло стать самым знаменитым троллейбусом мира, был построен в 1966 году. Изначально троллейбус был белым с красными полосами, однако приблизительно в 1970 году был перекрашен по схеме «красный низ — белый верх».



Появление новой техники на маршрутах столицы вызвало настоящий фурор у пассажиров — настолько сильно новый троллейбус отличался от привычной техники. Он имел более вместительный и лёгкий корпус и третью дверь в центре салона. ЗиУ-9 пережил несколько модернизаций, модификаций, активно шел на экспорт в Венгрию, Аргентину, Грецию, Болгарию, Финляндию. Модификации ЗиУ-682 выпускаются и поныне. ЗиУ — это классика.



Сегодня в России 88 городов с троллейбусным движением - такого нет ни в одной стране мира. Ведутся, впрочем, споры о будущем троллейбусов. По данным Росстата, в 2015 году в России насчитывалось 10,2 тысячи троллейбусов против 12,2 в 2000-м: как говорят животноводы, поголовье сокращается. Считается, что троллейбусы уже не в силах конкурировать с новыми автобусами по многим параметрам, - они создают пробки при поломке, да и вообще привязаны к устаревшей контактной сети, что сильно сокращает скорость. Защитники троллейбусов призывают сохранить "рогатых" и заняться модернизированием контактных сетей. Противники кривят нос - прошлый век! Но все же это экологический вид транспорта - не дымит, не рычит. Может, есть будущее хотя бы у новомодных электробусов, которые не привязаны к сети, а могут подзаряжаться на остановках? Посмотрим. Это совсем другая история.



А пока:

Полночный троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает,
стихает.




  • 1
(Deleted comment)
А при чем тут трамваи? Трамваи и у нас неплохо себя чувствуют, в Москве так вообще прокладывают новые пути, новые вагоны с вайфаем.

А в Астрахани троллейбусы закончились совсем полтора месяца назад - закрылся троллейбусный парк.
Всё.
Устарел, понимаешь.
Слишком у нас, понимаешь, воздух чистый, троллейбусы ни к чему.


жалко электротранспорт.

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Это Агния Барто.

Люди, ау! Я не про трамваи писала))) Да что с вами?))

СССР делал принципиальную ставку на развитие общественного транспорта, а персональный автомобиль считал вредной игрушкой, что как выяснилось было совершенно правильно.

долбаная эта окуджава...

Обожаю троллейбусы. Ни вони, ни дыма, ни особого шума. Прекрасный транспорт.

Широкое распространение троллейбусов в СССР обусловлено всего лишь полным отсутствием мощных двигателей для постройки автобусов.
Никаких экологических преимуществ перед современным автобусом троллейбус не имеет, ибо электричество получают от сжигания тех же углеводородов, плюс потери при транспортировки электроэнергии.

Полный вздор, даже в отсталой РФ часть электричества вырабатывается из возобновляемых источников. Про ГЭС слышали?
Если же ТЭС на газу - то гряз от нее гораздо меньше чем от солярки. Гораздо дешевле, надежнее и эффективннее контролировать и очищать выбросы ТЭС, чем сотен тысячи транспортных средств с устаревшими экологическими нормами.
Уж не говоря о том, что частные автобусы образуют поток неучтенной налички, чего с муниципальным троллейбусом сложно сделать.

Москва как река затухает...

Прошлый век - потому что властители наши своих мозгов не имеют и хотя Запад ругают, хотят сделать все как на Западе, а там троллейбусов нет. В 1990-х ходили троллейбусы в Бостоне, в окрестностях Гарвардского университета. единственное место где я их видел, а был я много где в 1-ом мире. Да и 3-м тоже. Еще причина - приватизировать его трудно а муниципалитеты хотят со своей шеи все скинуть, что требует денег и внимания. О простых людях думать же не надо. Моя дочь-школьница просто обожает ездить в школу и из школы на троллейбусе. Говорит там даже люди другие, добрее друг к другу.
Эх, не ценим мы свои собственные know how!

Троллейбусы есть даже в США, просто в той же Европе решили делать ставку на трамваи. Для узких европейских улочек трамваи действительно больше подходят, но не факт, что подходят для нас.

"они создают пробки при поломке"

это про трамваи?

"да и вообще привязаны к устаревшей контактной сети, что сильно сокращает скорость."

ничосе, в советские времена троллейбусы носились со скоростью 60 км/ч и выше. сейчас в городе средняя скорость движения 15 км/ч
а вроде выше 60 км/ч и не положено носиться.
скоростные линии подтверждают - что троллейбус вполне годен - нет выхлопов. пробег не ограничен зарядом и топливом. нет шума.

чиновникам гораздо интереснее контактную сеть сдать на цветмет, чем реально заботится о проблемах городов. поэтому троллейбусы выпиливают в нищих регионах и республиках. на медных проводах можно хорошо нажиться.

"чиновникам гораздо интереснее контактную сеть сдать на цветмет, чем реально заботится о проблемах городов. поэтому троллейбусы выпиливают в нищих регионах и республиках. на медных проводах можно хорошо нажиться."

это про мой город как раз

у нас в городе было 14 маршрутов. Остлось 7. Один из них выполняет всего 2 рейса в день. Троллейбусное управление отменило маршруты по одной из улиц, это 8 км. в один конец. Итого имеем 32 км меди толщиной в палец. Срезали, ессно, сдали куда надо.
Сегодня с дочерью обсуждали, как ей лучше добраться из одного конца города в другой, чтобы она могла коляску в автобус-троллейбус затащить. В маршрутки с коляской не влезешь. Прямого маршрута нет, придется делать 2 пересадки. Это 75 руб. в один конец. Такси отказывается детей с колясками возить - кресло надо, оно есть не у всех, в багажнике ГБО, коляску не положишь. Да и дороже намного.
В городе живет 800 тыс. человек.
Грустно это все.

вынужден ездить на машине
а хотел бы на троллейбусе
не могу себе позволить собственную троллейбусную линию

Так получилось, что троллейбус в нашем городе пока еще остался единственным нормальным, человеческим, видом общественного транспорта. Ибо все остальное - это маршрутки, маршрутки и еще раз маршрутки - в общем, сплошная "африка". Ни одного "полнометражного" автобуса. Но власти, которые не ездят в общественном транспорте, с троллейбусом борются и его убивают: троллейбусный парк закупил взамен части троллейбусов якобы удобных маршруток ( но ведь все знают, что таких не бывает). Даже если можно встать в полный рост или сидеть, не складывая нижние конечности втрое, все равно остается узкий, забитый пассажирами проход. Однажды оказалась я на 9 месяце сидящей в последнем ряду длинной маршрутки в час пик - пришлось всем, хрен знает скольки, стоящим битком человекам вежливо, но громко орать про мое большое пузо - чтобы вышли. Плакала потом, в общем, от унижения. То же самое - с толстыми людьми. А пожилым ведь тоже вроде как положено места уступать, только не в маршрутке...нет.
Что-то увлеклась я наболевшим...В общем, люблю я очень, прям нежно, наш "допотопный" троллейбус - только в этом виде общественного транспорта и чувствую себя человеком.

Edited at 2018-01-06 11:40 pm (UTC)

"из-за нехватки валюты Наркомтяжпром поручил проектирование и строительство отечественным заводам"
по-моему ересь полная

  • 1
?

Log in

No account? Create an account