Наталья Радулова (radulova) wrote,
Наталья Радулова
radulova

Category:

Я в синий троллейбус сажусь на ходу... Почему Россия - страна троллейбусов.



Вы знаете, что Россия занимает первое место в мире по оснащенности троллейбусами городов? В СССР троллейбус впервые появился в 1933 году в Москве, когда надо было как-то разбираться с резко возросшим пассажиропотоком. Машина называлась ЛК-1 - аббревиатура означала “Лазарь Каганович”. (Именно Каганович стал инициатором внедрения троллейбусного движения). Для первой линии сначала хотели приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты Наркомтяжпром поручил проектирование и строительство отечественным заводам. ЛК имели высокую маневренность, не выбрасывали в воздух выхлопные газы. Определили и расписание их работы - с 7 часов утра до 24 часов. В салоне имелось 37 мягких мест для сидения, зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Красота! В итоге в 1934 году на московских дорогах ездило 30 троллейбусов, а в начале 1936 года — уже 68.



Кроме Москвы троллейбусное сообщение было организованно в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ростове-на-Дону. "Рогатые машины" сразу позиционировались как транспорт повышенной комфортности. Системы отопления, мягкие сиденья, уютные занавески на окнах, и, что самое главное, строго фиксированная пассажировместимость, выгодно отличали троллейбус от других видов общественного транспорта. Да и проезд там был дороже: если, к примеру, в ленинградском трамвае в 1936 году можно было весь маршрут проехать за 15 копеек, то проезд в троллейбусе обошелся бы в 20 копеек за одну только зону. Солидно! И все же на троллейбусе катались и дети, и взрослые, а особым шиком считалось прокатить на троллейбусе девушку. (В том же Ленинграде было введено ночное движение троллейбусов. Оно осуществлялось до 3 часов 30 минут, причем интервал движения не превышал 10 минут).



В послевоенный период страну захлестнул настоящий троллейбусный бум – новые линии открывались во многих городах Советского Союза. "Синий троллейбус", воспетый Окуджавой, появился в 1946 году - это машина МТБ-82. В салоне появилась лучшая как естественная, так и искусственная освещенность, пассажировместимость увеличилась до 65 человек. Однако узкие двери и отсутствие накопительной площадки затрудняли вход и выход, провоз габаритного багажа или детской коляски. Низкие окна затрудняли обзор стоящим пассажирам, невысокий потолок затруднял проезд людям высокого роста. Но все же это была отличная машина для тех лет. А поскольку практически все МТБ-82 окрашивались в синий цвет, у советских горожан того времени в разговорной речи и появилось устойчивое выражение "синий троллейбус".



В 1959 году началось производство ЗиУ-5 - существовало четыре модификации этой машины, последовательно сменявших друг друга на конвейере. Эти троллейбусы были еще более вместительными. Если в МТБ-82 было 38 сидячих мест при полной вместимости 86 человек, то в ЗиУ-5 — 35 и 112 соответственно. Особое внимание уделили комфорту пассажиров, широкий кузов позволил разместить двухрядные сиденья и оставить между ними достаточно широкий проход. Задняя накопительная площадка для размещения крупногабаритного багажа пассажиров стала очень просторной, широкие двери многократно ускорили процесс посадки-высадки. Большая площадь остекления способствовала удобству наблюдения.



На момент начала своего производства ЗиУ-5 обладал такой разгонной динамикой, что мог свободно двигаться на равных с легковыми автомобилями. Это была наиболее распространенная моделью троллейбуса в СССР в 60-х и 70-х годах.



ЗиУ-9 (или ЗиУ-682) которому предстояло стать самым знаменитым троллейбусом мира, был построен в 1966 году. Изначально троллейбус был белым с красными полосами, однако приблизительно в 1970 году был перекрашен по схеме «красный низ — белый верх».



Появление новой техники на маршрутах столицы вызвало настоящий фурор у пассажиров — настолько сильно новый троллейбус отличался от привычной техники. Он имел более вместительный и лёгкий корпус и третью дверь в центре салона. ЗиУ-9 пережил несколько модернизаций, модификаций, активно шел на экспорт в Венгрию, Аргентину, Грецию, Болгарию, Финляндию. Модификации ЗиУ-682 выпускаются и поныне. ЗиУ — это классика.



Сегодня в России 88 городов с троллейбусным движением - такого нет ни в одной стране мира. Ведутся, впрочем, споры о будущем троллейбусов. По данным Росстата, в 2015 году в России насчитывалось 10,2 тысячи троллейбусов против 12,2 в 2000-м: как говорят животноводы, поголовье сокращается. Считается, что троллейбусы уже не в силах конкурировать с новыми автобусами по многим параметрам, - они создают пробки при поломке, да и вообще привязаны к устаревшей контактной сети, что сильно сокращает скорость. Защитники троллейбусов призывают сохранить "рогатых" и заняться модернизированием контактных сетей. Противники кривят нос - прошлый век! Но все же это экологический вид транспорта - не дымит, не рычит. Может, есть будущее хотя бы у новомодных электробусов, которые не привязаны к сети, а могут подзаряжаться на остановках? Посмотрим. Это совсем другая история.



А пока:

Полночный троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает,
стихает.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments