Все у нас, естественно, говорили и говорят только по-русски, как-то хранили свои традиции, свою культуру, даже при еще одном любителе вышиванок Ющенко, несмотря на угрозы и сильнейшее давление, отстаивали свою русскую школу. Но все равно с обретением Украиной независимости вроде как мы и культура наша - второй сорт. По этой ли причине или по другой, но многие молодые люди в 1990-2000 годы перебрались в Россию - довольно большой процент уроженцев села теперь кто где: в Тамбове, Сибири, в Москве, в Краснодарском крае.
Я, понятное дело, из-за языка могла только в России состояться как журналист. Конечно, мне бы хотелось жить рядом с родней, на своей земле, рядом с могилами предков. Но вышло, как вышло. Родня - кто где. В селе цыгане пустующие дома занимают. Из моей Одессы с 90-х тоже жуткий отток русских произошел. В общем, в минуты крайнего раздражения, я срываюсь: "Эти суки меня Родины лишили..."
Наверное, это не совсем так. Но все же - так. Это чтоб понимать, почему я не люблю украинских националистов. Украинскую культуру знаю и люблю, а озлобленных нациков и использующих их политиков - нет. Это личное, и во многом, может быть, несправедливое. Но не могу ничего с собой поделать. Не могу. Аж сердце рвёт иногда.
Так вот. Позвонили сегодня из моего села - соседка тетя Люба умерла. Причем за месяц было ясно, что она умирает. Когда сообщили ее сыну Юре в Россию - он сразу взял билет и поехал. А на границе его не пустили - российский паспорт, подозрительный мужчина. Он просил, умолял, унижался, показывал в паспорте место рождения, рассказывал об умирающей матери. Нi, ми вас не пустимо! Не пустили москаля.
Прощался с матерью сын по скайпу - он целовал экран и плакал, она плакала и целовала экран. Плакали все.
Так и похоронили тетю Любу без Юрки.