Наталья Радулова (radulova) wrote,
Наталья Радулова
radulova

Categories:

Ревность, проституция, свобода - феминистские тексты столетней давности



"Женский вопрос" был острой социальной проблемой, среди многих других, накопленных в России к февралю 1917 года. Женщина не могла голосовать, не имела возможности получить такое же образование, как мужчина, не могла конкурировать на рынке труда. Положение в семье бесправное – развод практически недоступен, оплаты за доступные виды работ не хватало для себя и детей. Ситуация перед Февральской революцией, когда для женщин были уготованы лишь замужество, работа прислуги или гувернантки, проституция или тяжелый физический труд за гроши можно назвать тупиковой.

Вопрос, чем зарабатывать на жизнь и как реализовать себя, стоял перед большинством интеллигентных девушек. Достаточно вспомнить воспоминания Надежды Крупской, которая выбирала между работой гувернантки и частной учительницы.

Поэтому требование эмансипации женщин было актуальным для движения российских феминисток, которое активно развивалось в России с начала XX века. Всё русское общество вовлекали в политические дискуссии, газеты и журналы обсуждали решение «женского вопроса». А в 1917 году женщины России получили право голоса и возможность участвовать в выборах в Учредительное собрание, а в 1918 году была принята Конституция РСФСР, которая закрепила юридическое равноправие мужчин и женщин.

Вот некоторые тексты женщин-революционерок, созданные в начале двадцатого века.


«Несколько слов о феминизме». Анна Кальманович, 1907.

Сознательно или по незнакомству с предметом противники и противницы женского освободительного движения рисуют его как борьбу, направленную против мужчин, главным образом представляют себе под женским движением нечто вроде вооружённого восстания, войну амазонок. А сторонниц движения, имеющих мужество громко заявлять, что свобода женщины, как и всех граждан, всегда своевременна, что нельзя выдвигать права одной какой-нибудь части населения в ущерб другой, эти противники объявляют «чистыми феминистками», думая, что этим они что-нибудь уяснили.

Пора, наконец, понять, что женское движение направлено не на борьбу с мужчинами, а наорганизацию женщин, на мобилизацию целой половины инертного населения для борьбы с предрассудками, всё равно, кто бы ни являлся их носителями, мужчина или женщина; на борьбу с однобоким мужским строем общества, справедливо полагая, что время париев, время работающих безгласных существ прошло и что всякий взрослый разумный человек, трудящийся на общую пользу, имеет право на участие в делах общества и государства.

Этого добиваются женщины, как в интересах их самих, так и в интересах своих сыновей и братьев, за жизнь и счастье которых они считают своей обязанностью так же бороться, как и лучшие из мужчин. И не конечную цель свою в равноправии видит женское движение. Оно ему нужно как средство проводить правду и справедливость в человеческие отношения.

Те из противников, которые не боятся женского завоевания, решают вопрос ещё проще. Они ссылаются на природные обязанности женщины, забывая, что обязанности уже сами собой обусловливают и права. «Как справятся со своими общественными обязанностями женщины рожающие, кормящие, больные и т. п.?» Удивительно, как озабочены противники женского равноправия тем, что женщины не могут воспользоваться своими правами!



«Как женщины должны бороться с проституцией». Мария Покровская, 1908.

Вопрос о борьбе за равноправие женщин тесно связан с вопросом о борьбе с проституцией. Уменьшение проституции есть шаг вперед по пути равноправия, уменьшение бесправия женщин уменьшает и проституцию…

… при борьбе с проституцией приходится решать не только экономические вопросы, но и вопросы пола… Решение же экономических вопросов имеет тут хотя и важное, но второстепенное значение…

Благодаря господству одного пола над другим в современных обществах существует неодинаковый взгляд на удовлетворение половой потребности мужчин и женщин. Удовлетворение полового инстинкта первых признаётся настолько необходимым, что им предоставляется право удовлетворять его как пришлось. К женщинам же предъявляется требование, чтобы они удовлетворяли свой инстинкт только в браке. В соответствии с таким взглядом на половую нравственность и ведётся воспитание обоих полов…

Чрезмерно развитый и необуздываемый половой инстинкт побуждает мужчин постоянно совершать физиолого-нравственное преступление, не наказуемое законом, — удовлетворение половой потребности при помощи проституции, и физиолого-нравственное преступление, наказуемое законом, — изнасилование женщин, девушек и даже девочек…

Воспитание и общественное мнение обуздали половой инстинкт у женщин. Те же способы следует применить и для обуздания полового инстинкта у мужчин. Главную роль должны играть тут женщины… Одинаковая половая нравственность для мужчин и женщин — вот что должны требовать женщины, желающие уничтожения проституции…

Одной из самых важных задач матерей является воспитание в детях благородных черт характера. Они должны внушить своему сыну, что нет оправдания тому человеку, который относится к другому человеку как животное, без всякого уважения к его человеческому достоинству, что подобное отношение является надругательством над человеком…

Если дома мать может воспитывать в ребёнке благородство, если она может выбирать лучшую школу для своего сына, что может сделать она для него в житейском омуте?.. Но из этого вовсе не выходит, что женщины должны сложить руки и без борьбы покориться всему тому, что встречается им в жизни. Напротив, они должны сплотиться для энергичной борьбы с теми условиями жизни, которые пробуждают в юноше зверя. То, чего не в силах изменить единичные личности, уничтожат массы…

Вопрос о борьбе с порнографией и зрелищами является вопросом законодательным по преимуществу… Но для действительной борьбы с порнографией женщинам нужны законодательные права…

Авторы, занимавшиеся исследованием причин, толкающих женщин к проституции, указывают бедность, невежество и дурное воспитание молодых девушек. Нельзя отрицать, что эти причины часто побуждают их отдаваться проституции. Потому необходимо озаботиться широкой постановкой женского образования, улучшением воспитания женской молодёжи и её экономического положения…

В 1889 году в России была проведена перепись поднадзорных проституток… из них 45 процентов прежде были прислугой. Огромный процент проституток из числа бывшей прислуги мы находим и за границей.

Подобного рода данные показывают, как ненормально положение нашей домашней прислуги. В ней так же, как и в проститутках, отражается ярко женское бесправие. Что такое наша личная прислуга? Это рабыня, над которой всячески издевается каждый желающий. Её рабочий день совершенно предоставлен произволу хозяев…



«Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя». Серафима Исполатова, 1908.

Самосознание — это отделение своего истинного, природного «я» от искусственного, законами и традициями навязанного «я»; поэтому первый шаг к самосознанию заключается в возможном освобождении нашей мысли от влияния авторитетов, догматов, традиций, предрассудков, общественного мнения и т. д.

Тот, кто берёт на себя обязательство быть верным какой-нибудь идее или программе, авторитету или догме, тот тем самым обязуется самостоятельно не мыслить, тот не стремится дойти до самосознания, к которому ведёт только мысль, независимая от всего этого окружающего гнета.

Сознаёт ли женщина самоё себя? На этот вопрос пока нужно ответить отрицательно. Мужские законы и вытекающий из них всех общественный строй наложили на неё целую сеть запрещений. От пелёнок до могилы она беспрерывно находится в среде, враждебной её стремлению к самостоятельности. Ей с детства внушают веру в превосходство мальчика над девочкой, мужчины над женщиной; она слышит, что мужественность — это достоинство, женственность же — это что-то неопределённое, слабое, ограниченное, узкое.

Вследствие направляющего влияния мужских законов до сих пор только один мужчина определял свойства как своего, так и женского характера. Неудивительно, что при таком одностороннем определении все достоинства оказались на стороне мужчин. Даже преобладание физической силы ставится ему в заслугу.

Естественно, что при таком положении вещей значение многих слов, как, например, «ум», «логика», определялось с чисто мужской точки зрения: мужской ум, мужская логика — понятия положительные, слова «женский ум», «женская логика» употребляются разве только в насмешку. Во всей истории, вплоть до наших дней, под словами «человек», «человеческие права» понимается мужчина, мужские права, а слово «всеобщее» относится только к мужчинам; зато слово «падшая» относится исключительно только к женщине. Падших мужчин не бывает.



«Ревность, её причины и возможное средство против неё». Эмма Гольдман, 1912.

В прошлом, когда мужчины и женщины свободно соединялись между собой без вмешательства закона и морали, не могло быть ревности, потому что она основывается на предположении, что определённый мужчина обладает сексуальной монополией на определённую женщину и наоборот. В тот момент, когда кто-то пытается нарушить это священное установление, ревность поднимает голову. В этих обстоятельствах просто смешно говорить о том, что ревность абсолютно естественна. На самом деле это искусственный результат искусственной причины и ничего более.

Мужчину или женщину, которые в достаточной степени свободны и великодушны, чтобы не вмешиваться в жизнь другого или поднимать шум по поводу других привязанностей тех, кого они любят, скорее всего, будут ненавидимы своими консервативными и высмеяны своими радикальными друзьями. Их объявят либо дегенератами, либо трусами, и зачастую их поведению припишут ещё и мелочные материальные мотивы. В любом случае эти мужчины и женщины будут мишенью для непристойных слухов и грязных шуток просто на основании того, что они признают за своей женой, мужем или любовником право на собственное тело и эмоциональное выражение без того, чтобы закатывать сцены ревности или делать дикие угрозы убить нарушителя.

В ревности есть и другие факторы: самомнение мужчины и зависть женщины. В сексуальных вопросах мужчина хвастун, обманщик, который всегда хвастается своими победами и успехом у женщин. Он настаивает на том, что играет роль захватчика, поскольку ему сказали, что женщины хотят быть завоёванными, что им нравится, когда их соблазняют. Чувствуя себя единственным петухом в курятнике или быком, который должен пустить в ход рога, чтобы завоевать корову, он чувствует себя смертельно уязвлённым в своём самомнении и высокомерии в тот момент, когда на сцене появляется противник — сценой же в данном случае, даже для так называемых утончённых мужчин, является сексуальная привязанность женщины, которая должна иметь только одного хозяина.

Другими словами, угроза сексуальной монополии мужчины и его распалённое тщеславие в девяноста девяти процентах случаев являются причиной ревности. В случае женщины экономический страх за себя и своих детей, а также мелкая зависть по отношению к любой другой женщине, которая удостаивается внимания в глазах её содержателя, неизменно вызывает ревность. Нужно отдать должное женщине, на протяжении прошедших веков физическая привлекательность была её единственным активом, поэтому она должна завидовать красоте и ценности других женщин, поскольку они угрожают её контролю над ценной собственностью.

Гротескный аспект этого заключается в том, что мужчины и женщины часто становятся агрессивно ревнивы по поводу тех, на кого им на самом деле наплевать. Поэтому это не их разозлённая любовь, но их разозлённая глупость и зависть вопиют против этой «ужасной несправедливости». Скорее всего, женщина никогда и не любила того, кого она подозревает и за кем шпионит. Скорее всего, она никогда и не прилагала усилий, чтобы удержать его любовь. Но в тот момент, когда появляется конкурентка, она начинает ценить свою сексуальную собственность, для защиты которой никакие средства не являются неприглядными или слишком жестокими.

Поэтому очевидно, что ревность не есть следствие любви. На самом деле, если бы было реально изучить большинство случаев ревности, возможно, выяснилось бы, что чем меньше люди вдохновляются великой любовью, тем агрессивнее и отвратительнее их ревность. Два человека, связанные внутренней гармонией и единством, не боятся разрушить взаимное доверие и безопасность, если один из них имеет увлечения на стороне. Их отношения не закончатся ужасной враждебностью, как это часто случается с людьми.



«Идеалы будущего». Ольга Шапир, 1908.

Пора нам перестать стыдиться самих себя. Это было понятно пока борьба велась за случайные частичные уступки от не поколебленных ещё мужских монополий, но этому не должно быть места в вопросе личных прав, даруемых самым именем человека. Пора перестать доказывать, что та может быть совершенно такой же, как он, нет! Прежде всего, она должна быть сама собой и должна приложить все силы к тому, чтобы развивать собственные индивидуальные возможности. И тогда-то слиянием двух различающихся психик в дружном строительстве жизни впервые создаётся то общее, что должно быть нашим идеалом. Не подчинять или преклоняться, а дополнять и умерять одна другую в творческом синтезе двух сил.

Об этом рано даже мечтать, но надо уже теперь понять и хотеть этого.

Итак, перед современной женщиной в её великой борьбе намечается двойственная цель. Нужно всё напряжение воли, ума и труда, для того чтобы двигаться по пути частичных реальных завоеваний, но ещё больше сознательных усилий требует работа над духовным раскрепощением. Нужны интимные победы над препонами внутренними, для того чтобы совершалось высвобождение душевных сил женщины из той связанности специальными целями физической природы, которая, восторжествовав некогда, создала почву для исторического порабощения половины человечества. Предстоит сводить долгий и сложный счёт с жестокой работой веков! Но не отрицать её, нет! Напротив, полностью осознать и искать пути для иного, независимого самоопределения. И для таких же свободных и трезвых оценок.

Надо верить в то, что женщина достаточно созрела, чтобы сознательно и неотступно стремиться к нарушенному равновесию своих сил. Только в этом залог полной победы.

Отсюда

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Я бы в мэры пошел, пусть меня научат

    Если введете в поиск "Школа мэров", то первым вариантом-подсказкой будет "Школа мэров — как поступить". То есть, народ уже в курсе что это такое.…

  • Кое-что о фантастике и мечтах

    Национальный центр «Россия» откроется научно-фантастическим симпозиумом «Создавая будущее». Ждем фантастику в Москве, в Экспоцентре с 4 ноября.…

  • Вас вызывает родительский комитет

    Есть тут у меня активные родители школьников? У нас создан Всероссийский родительский комитет! Раньше у сообщества родителей не было такой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Recent Posts from This Journal

  • Я бы в мэры пошел, пусть меня научат

    Если введете в поиск "Школа мэров", то первым вариантом-подсказкой будет "Школа мэров — как поступить". То есть, народ уже в курсе что это такое.…

  • Кое-что о фантастике и мечтах

    Национальный центр «Россия» откроется научно-фантастическим симпозиумом «Создавая будущее». Ждем фантастику в Москве, в Экспоцентре с 4 ноября.…

  • Вас вызывает родительский комитет

    Есть тут у меня активные родители школьников? У нас создан Всероссийский родительский комитет! Раньше у сообщества родителей не было такой…