фб

radulova


Наталья Радулова


Previous Entry Share Next Entry
«Старые, толстые, страшные» бортпроводницы подали в суд на Аэрофлот
фб
radulova


Стюардессы, которые сами себя в шутку называют группой СТС — «старые, толстые, страшные» — рассказали, что в прошлом году компания начала давить на сотрудниц старше 40 или с размером одежды больше 46-го, уменьшая им зарплаты и лишая их возможности работать на международных рейсах, которые лучше оплачиваются.

Несогласные с таким подходом бортпроводницы уже писали жалобы Путину, обращались за помощью в прокуратуру, а теперь подали заявления в суд, обвиняя "Аэрофлот" в нарушении их трудовых прав и дискриминации сотрудников по внешнему виду, весу и возрасту.

Новая политика компании вредит не только самим бортпроводницам, но и пассажирам: как отметил президент Шереметьевского профсоюза летного состава, молодые стюардессы, которых ставят на международные полёты, менее опытны и могут неправильно повести себя в критической ситуации.

Евгении Магуриной 41 год, у нее высшее лингвистическое образование. В "Аэрофлоте" она с 2010 года, бортпроводник 1-й (высшей) категории, всего в авиации больше 15 лет. Еще недавно Магурина была старшим бортпроводником, летала в основном за границу и получала от руководства поощрения за хорошую работу, но с лета прошлого года небо для нее открыто лишь над Россией. И в таком же положении, как Магурина, оказалось около 400 стюардесс, кто по возрасту и внешнему виду не вписался в новые негласные правила авиакомпании.



"Это случилось в июне прошлого года: нам всем сказали, что в «Аэрофлоте» теперь за границу будут летать только молодые и худые. Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали — делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. <...> Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 46-го, перестали ставить на заграничные рейсы. Нас всех собрали в отделение №1, устроив нам настоящую пытку: оставили лишь ночные и короткие утренние рейсы. Два часа туда, два обратно, соответственно, по две-три ночи ты нормально не спишь, потому что или работаешь, или добираешься на работу. Днем мы практически вообще не летали. Когда я спросила, что, собственно, происходит, мне ответили, что таковы новые правила игры и меня сняли с международных рейсов из-за размера одежды – теперь он должен быть не больше 46-го, а у меня был 48-й".

Незадолго до опалы Евгения получила очередную благодарность от спасенного ею пассажира. У Арутюна Шалояна, летевшего из Мадрида в Москву, во время рейса случился микроинсульт, и необходимую помощь ему оказывала как раз Магурина.

По словам сотрудниц "Аэрофлота", следуя курсом "борьбы за стройность", со склада вывезли форму 50-52-го размеров, а врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии. – РС) в рамках тренда на омоложение получили указание под любым предлогом избавляться от "старых, толстых, страшных". Их личные дела лежат теперь отдельно, утверждают бортпроводницы, а осматривают женщин из СТС с особым пристрастием на предмет профзаболеваний, к которым относятся сердечно-сосудистые болезни, гипертония и варикоз.

42-летняя Наталья, другая бортпроводница, проработавшая в "Аэрофлоте" больше 15 лет, рассказывает, что сначала она, как практически все остальные сотрудницы, пыталась похудеть, чтобы не лишиться "длинных" заграничных рейсов и, соответственно, привычной зарплаты.

"Знаете, это ведь очень унизительно, когда тебя взвешивают, как какую-то корову – у меня, например, 46-й размер одежды и при моем росте 1,64 жирной меня вряд ли назовешь. Да и уродиной меня никогда не считали – в "Аэрофлот" всегда старались брать симпатичных бортпроводников, – добавляет она. – Мужу моему худышки тоже никогда особо не нравились. И почему в конце концов я должна над собой издеваться, следуя чьим-то капризам и представлениям о прекрасном?"

В официальном руководстве для бортпроводников "Аэрофлота" ни слова не говорится о том, какого размера одежду они должны носить. "Форменная одежда должна быть чистой, отутюженной, опрятной и содержаться в безупречном состоянии, все ее элементы должны быть тщательно подогнаны по фигуре", – следует из документа. Что же касается требований к внешнему виду членов кабинного экипажа, то они тоже прописаны довольно четко: сотрудник "должен иметь подтянутый внешний вид и прямую осанку, чистую и ухоженную кожу лица и рук, не допускаются татуировки на видимых частях тела". Кроме того, член экипажа обязан "заботиться о личной гигиене и здоровье: принимать душ перед выходом на работу, не допускать появления запаха пота, при необходимости использовать освежающие средства для полости рта, отсутствие зубов или их дефекты не должны быть видны".

Сотрудники "Аэрофлота" рассказывают, что "курс на похудение и омоложение" начался после того, как генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев вернулся из поездки по Азии, после чего и придумали новый "стандарт".

"Шефу понравились азиатки, – шептались в авиакомпании, – и теперь при наборе в бизнес-класс приоритет у высоких стройных девушек восточного типа, желательно моделей".

Появились и другие "пожелания": например, бортпроводниц, работавших в бизнес-классе, попросили быть особо внимательными к вип-клиентам и выслушивать их просьбы, присев на корточки. Поскольку это не предусмотрено инструкцией и вредно для сосудов, опытные стюардессы приседать отказались. Молодые, многие из которых учатся в кредит, который отдают потом авиакомпании в течение трех лет, оказались более сговорчивыми.

Впрочем, в объявлениях о наборе новых сотрудников никаких особых требований к внешности кандидатов нет. В них говорится, что потенциальный бортпроводник должен иметь образование не ниже среднего и также владеть иностранным языком, а в его должностные обязанности входит "обеспечение безопасности в полете, обслуживание пассажиров, создание атмосферы гостеприимства и комфорта на борту воздушного судна". При налете санитарной нормы в 80 часов ему гарантируется стабильная зарплата от 50 до 80 тысяч рублей (оклад плюс мотивационная часть).

Между тем во всех публичных документах, в том числе в кодексе корпоративной этики "Аэрофлота", утверждается, что авиакомпания "уважает основные права и свободы работников, предоставляет равные возможности и гарантирует работникам защиту от любых форм дискриминации". О запрете дискриминации по возрасту говорится и в Трудовом кодексе (ст. 2 и ст. 3 ТК РФ), а "ношение или не ношение определенного размера одежды не относится к деловым качествам работника", следует из постановления Пленума Верховного суда.

"Я не понимаю, почему государственная компания позволяет себе подобный беспредел, превращая серьезное предприятие в модельное агентство? – написала Евгения Магурина президенту Владимиру Путину. – Из-за наложенных на людей ограничений рейсы выполняются минимальным составом, даже на тех направлениях, где предполагается уборка самолета силами экипажа, отпуск у нас 70 дней, но больше 56 не дают, а тех, кто пытается защищать свои права, наказывают ежедневными короткими рейсами типа Москва – Нижний Новгород. Практически никто из тех, кто попал в группу СТС, не может короткими рейсами налетать санитарную норму, что в итоге отражается не только на зарплатах, но и в дальнейшем на пенсии".

Магурина подавала заявления в Росавиацию, транспортную прокуратуру и трудовую инспекцию. В Росавиации ей посоветовали писать в прокуратуру. В прокуратуре ответили, что, хотя "применение мер дисциплинарной ответственности к работнику за ненадлежащий внешний вид является неправомерным", в целом "оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется". В трудовой инспекции сообщили, что не занимаются индивидуальными трудовыми спорами и нужно обращаться в суд. Евгения так и поступила – в марте в Пресненском суде Москвы ее дело будет слушаться по существу.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов говорит, что жалоб на дискриминацию из-за возраста и внешности очень много, но большинство стюардесс боятся обращаться в суд, потому что у них или маленькие дети, которых они воспитывают в одиночку, или ипотека, или другие личные обстоятельства.

– В итоге безопасность полетов, о которой много говорят, подменяют красивой оберткой, поскольку на международные рейсы ставят только молодых, а не опытных, – поясняет Дельдюжов. – Между тем в сложной ситуации решение надо принимать мгновенно: например, во время аварийной посадки самолета "Аэрофлота" в Дубае в сентябре 2001 года никто из пассажиров не пострадал во многом благодаря четким действиям бортпроводниц, которые, кстати, все были взрослые. Сейчас бы этих женщин, возможно, записали в "старые" и не допустили бы на такие рейсы.

Доказать в суде дискриминацию по возрасту очень сложно, замечают юристы, в подавляющем большинстве случаев судебная практика по таким делам не в пользу работников.

– Подобная политика чаще всего хорошо маскируется работодателем: сотрудника принуждают уволиться или согласиться на ухудшение условий труда, а сам факт дискриминации очень сложно установить, – объясняет адвокат Владимир Старинский. – Формально и ущемление прав работника из-за недостатков внешности подпадает под действие закона, который запрещает дискриминацию по любым обстоятельствам, не имеющим отношения к деловым качествам. Но поскольку процесс сбора и подтверждения доказательств в этом случае связан со значительными переживаниями и во многом унизителен для истца, которому приходится по факту доказывать собственную непривлекательность, то мало кто обращается в суд с подобными претензиями.

http://www.svoboda.org/a/28316051.html

(Deleted comment)
особенно если есть шанс выжить в компании старых и страшных

Мораль, какая в истории мораль?

Правильно девки решили - если жопа в юбку не влезает надо срочно строчить жалобу Президенту, это самое верное дело.

Есть профессии, в которых от фейс-контроля никуда не денешься: толстые старые стюардессы и балерины, картавые заикающиеся репортёры, уродливые дикторы, слепые курьеры - увы, это оксюморон. А неопытных девочек учить надо, опытные сами когда-то такими были.

Вы бы хоть раз слетали иностранной авиакомпанией, прежде чем такую чушь нести. В той же Люфтганзе стюардессы похожи на кассирш из супермаркета, а стюарты на водопроводчиков.

(Deleted comment)
...написать бы новому руководству жж;)

у Радуловой отличный блог,
а на заглавной странице жж
непрофессиональное сборище

Edited at 2017-02-21 04:52 pm (UTC)

Лучше б Аэрофлот свой авиапарк перепроверил и обновил, чем стюардесс (

Пусть Савельев тоже встанет на весы. А годков ему сколько? Если уж вводить такие меры,то пусть с себя начнет. А вдруг он страшный? Если так, то его вид может оскорблять сотрудников и ранить их тонкий эстетический вкус

Edited at 2017-02-21 05:36 pm (UTC)

По мне все равно как выглядит стюардесса, даже к опытным больше доверия) Летаю в Европу - никаких моделей, совершенно заурядные лица, иногда и полноватые бывают, никаких дискриминаций вроде нет.

Я и на внутренних рейсах встречаю стюардесс, которые не совсем 90-60-90. Абсолютно все равно, какая у них комплекция, лишь бы дело свое знали.

Хм. А проводники-мужчины?

Как-то изучая историю "Чуда на Гудзоне" (подробности в википедии) обратил внимание на состав экипажа:
Командир воздушного судна (КВС) — 57-летний Чесли Б. «Салли» Салленбергер
Второй пилот — 49-летний Джеффри Б. Скайлз

В салоне самолёта работали три стюардессы:

Шейла Дайл (англ. Sheila Dail), 57 лет.
Дорин Уэлш (англ. Doreen Welsh), 58 лет.
Донна Дент (англ. Donna Dent), 51 год.

Средний возраст экипажа - 54,4 года.
Правда, рейс внутренний.

да, я тоже заметила, у нас летчики уже в 40 лет пенсию получают, америкосы пашут до 65, тем самым увеличивая риск аварии в результате сердечного приступа, и такие случаи были

(Deleted comment)
Отсутствие профсоюзов России приводит вот к такому. Есть, конечно некий вечный профсоюзный лидер, который в этой должности руководит по-моему дольше, чем Зюганов в КПРФ, но я не знаю ни одного человека, который состоит в каком-либо профсоюзе.
Но в данном случае все-таки нужно не перестараться с защитой прав пухлых стюардесс. "Убрали со складов форму 50-52 размера" -ну этим уже черезчур возмущаться. Так можно и в проходе застрять.

А если грудь 48-50, а бёдра 46 размера? Это куда? На внутренние или международные?

Лучше б Аэрофлот свой авиапарк перепроверил и обновил, чем стюардесс (

У Аэрофлота самый молодой авиапарк в Европе. А может, и не только в Европе.

Кэпитализм... ("Красная жара", А.Шварцнеггер)


А что плохого в молодых, стройных и красивых стюардессах? Откуда этот посыл: старые и толстые - профессиональные и умные, а молодые и стройные - тупые и бесполезные? Как будто старые и толстые не могут быть тупыми, злыми и непрофессиональными...
Раньше, вспомните, в СССР хотя бы, в стюардессы принимали только красоток! Разве балерин не отправляют на пенсию в 35 лет? И ничего, никто не возмущается! Почему бы и стюардесс, когда они потеряют форму, не переводить на другую работу? Мало ли в авиакомпании работы...

То, что балерина в 35 пенсионерка, не означает, что она уходит со сцены и сидит на пенсии.
Критерии потери формы у стюардессы? За 40лет и 48р-р одежды?

Обычная практика, от женщин ожидается, что они на работе будут не только специалистками, но и по совместительству шлюхами. Если аэрофлот хочет огранизовать бордель в воздухе, пусть сначала получат соответствующую лицензию.

?

Log in

No account? Create an account