фб

radulova


Наталья Радулова


Previous Entry Share Next Entry
Как на уроках литературы детей учат сексизму
фб
radulova


Этот молодой учитель считает, что одна из главных проблем в российской школе — воспитание сексизма и установка на патриархальное мышление. Учитель литературы в школе № 2009; преподаватель НИУ ВШЭ; методист в проекте «Учитель для России»; ведущий курсов художественной критики в Домжуре; лектор культурной платформы «Синхронизация», писатель и драматург Артем Новиченков рассказал об этом для «Афиши Daily»:

Когда я спрашиваю подростков, каких поэтесс они знают, называют Ахматову, Барто, реже Цветаеву и Ахмадулину, бывает, Полозкову. В общем-то, все. Спрашиваю, отличается ли мужская поэзия от женской, и мне отвечают — да, потому что «женщины эмоциональнее», «мужчины точнее», «мужчины пишут кратко, а женщины длинно», и вообще «женщины пишут только про любовь», а у мужчин «серьезные стихи».

Я выписываю все это на доску, потому что это то, что мне и нужно, — пунктик, который формирует нацию и на который никто не обращает внимания. Тем более дети. Одиннадцать лет на уроках литературы они познают мир через призму мужского восприятия: читают о том, как мужчины живут и умирают, как мужчины любят и ненавидят, как мужчины страдают, размышляют, чувствуют и сопереживают. Как мужчины понимают мужчин и женщин. Как мужчины думают о том, что думают женщины, что чувствуют женщины. Долгое время внимание девочек и мальчиков направлено однобоко в сторону мужчин — детей готовят к патриархальным ценностям, к мужскому миру.

Я говорю, что сейчас буду читать им стихи, не называя автора, а им предстоит определить пол. Дети чаще ошибаются, а когда угадывают — радуются удаче. После каждого стихотворения разгорается спор. Разговор о поэтической идентичности переходит в разговор о различиях между мужчинами и женщинами. За аргументами школьников угадываются семейные ценности. Мальчикам нравится думать, что они отличаются. Девочки более гибкие. И я не знаю, что это: широта взглядов или конформизм. Так или иначе, выписанные предположения не проходят проверки. К концу урока доска напоминает список покупок с вычеркнутыми наименованиями. Со звонком я повторяю вопрос, отличается ли мужская поэзия от женской. Вывод они сделают сами.

Я знаю, что это капля в море, и знаю, что, скорее всего, большинство из них забудут этот урок. Однако это не повод не говорить об одной из главных, на мой взгляд, проблем в российской школе — воспитание сексизма и установка на патриархальное мышление.

Возможно, кому-то сейчас кажется, что я перегибаю. Мол, воспитывать патриархальные ценности через литературу — о таком и не думает учитель. Он просто дает материал, как было всегда. Учитель даже может и не знать слова-то такого — «сексизм». Да, конечно, учитель наверняка не думает об этом, потому что просто не сознает, чему литература может научить опосредованно.
Дети, которых вроде бы не учили тому, что Пушкин пишет только лаконично и только серьезно, а Цветаева только абстрактно и только о себе, утверждают именно это. Почему?

В нашем обществе, где мифологическое и символическое по сей день имеют большое значение, за понятиями «мужское» и «женское» закреплен ряд ассоциаций:

«Мужское»:

- сила
- рациональность
- дух
- активность
- Логос
- культура
- свет

«Женское»:

- слабость
- эмоциональность
- материя
- пассивность
- хаос
- природа
- тьма

Кроме того, мужское соотносится с общечеловеческим, а женское — со второстепенным. Такую иерархию на протяжении веков поддерживала христианская церковь, основываясь на двух ветхозаветных мифах: о происхождении Евы из Адамового ребра и, естественно, о грехопадении.

Эту идеологию русская литература пронесла сквозь века. Писатели первой половины XIX века (произведения которых изучаются в школе особенно пристально) культивировали идеалы мужчин. Женские образы делились на два типа — легкомысленная дурочка (бедная Лиза) и верная жена (Татьяна Ларина) — и по сути лишь воплощали модели поведения, которые предполагает патриархальный уклад. История жизни женского персонажа и размышления автора на этот счет, как правило, отсутствовали. Ни в «Герое нашего времени», ни в «Мертвых душах», ни в «Обыкновенной истории» их нет.

Этот процесс превращения женщины из самостоятельного субъекта в объект описания американские исследователи Барбара Хельдт и Джо Эндрю назвали термином underdescription («подчинение письмом»). Так что, если хотите, литература воздействует на подсознание человека как 25-й кадр, только вместо скрытой рекламы читателю предлагается идеология патриархата.

Если заглянуть в список авторов, обязательных к прочтению и предлагаемых на выбор для сдачи ЕГЭ по литературе, увидим, что школьная программа на 98% (64 из 67) состоит из авторов-мужчин. Упоминаемые там же Ахматова, Цветаева и Ахмадулина обычно изучаются только в 11-м классе и чаще всего бегло. Так женщина практически не попадает в оптику школьной литературы.

Сам факт "учитель литературы - мужчина" - никого не настораживает?

преподаватель НИУ ВШЭ это больше настораживает.

В этой шараге, кроме многоуважаемого Блинкина М.Я. никого не вспомню из адекватных людей.

Похоже, учитель литературы захотел возглавить мейнстрим.

"школьная программа на 98% (64 из 67) состоит из авторов-мужчин" (с)
А какое соотношение М/Ж устроило бы уважаемого учителя? 50/50 - нормально?

>>Похоже, учитель литературы захотел возглавить мейнстрим.

Не. Учитель литературы хочет общечеловеческих грантов из того же кармана, что Майкл Киммел и ко.

ну дык..мужиков-писателей поболе будет, чем женщин. Тем более именно тех, кто пишет об общечеловеческих ценностях. Кого из женщин, например чеховского и толстовского времени, можно в школьную программу включить? Чарскую?

Но ведь в школе проходят писателей не только чеховского и толстовского времени

И по всему телевизору патриархальное мышление - в любой даже неплохой передаче героине обязательно скажут "давайте худейте/учитесь/одевайтесь/улучшайте зрение/стирайте порошком/учитесь готовить/водить машину/ летите в космос, - ведь вам же еще мужчину найти надо ̶и̶н̶а̶ч̶е̶ ̶з̶а̶ч̶е̶м̶ ̶в̶ы̶ ̶ж̶и̶в̶е̶т̶е̶" и пр.
А вы говорите, стихи...

Edited at 2017-03-22 08:55 am (UTC)

"Одиннадцать лет на уроках литературы они познают мир через призму мужского восприятия: читают о том, как мужчины живут и умирают, как мужчины любят и ненавидят, как мужчины страдают, размышляют, чувствуют и сопереживают. Как мужчины понимают мужчин и женщин. Как мужчины думают о том, что думают женщины, что чувствуют женщины".
Поэтому уже давно читаю исключительно книги, написанные женщинами.

Молодец, Катинька. Так держать. Незачем самодостаточной женщине читать этих Толстоевских.

>>В нашем обществе, где мифологическое и символическое по сей день имеют большое значение

Ой, г-н учитель, и не говорите...
Вот Вы лично - отличная иллюстрация того, какие только мужчины и могут сегодня существовать в системе образования. Дальнейших успехов в борьбе с патриархатом!

ЗЫ. А.Н., таки гуглите "гиноцентризм".

Какое интересное размышление.
Весьма поучительное.
Моя младшая пришла однажды ко мне после общения с бабушкой в полном недоумении. Бабушка ей сказала: тебе нужно срочно похудеть (она не толстая совсем, но и не Бухенвальд), потому что не будешь нравиться мальчикам. И это плохо, потому что тогда не выйдешь замуж, а это смысл всего существования.

То-есть, единственная ценность женщины- это когда она "ухожена" (ногти, вес, причёска, одежда, ноги, все должно быть прекрасно, спасибо Чехову), тогда она нравится мужчинам (во множественном числе), тогда она, наконец, может выйти замуж, а не выйдя, она останется пустоцветом (спасибо Толстому) и ее существование бессмысленно.

Какая пошлая гадость.

Она у нас умный и интересный человек, хочет стать врачом. Любит биологию и хорошую литературу. С юмором и умением разрулить чужие конфликты. Возможно и выйдет замуж, но это не самоцель. Конечно, приятно иметь рядом человека, с которым идёшь в одном направлении, но брак - это опция, есть-хорошо, нет-ну, и что? ...

Счастье, что хотя бы вы её поддерживаете! А то если и мама, и бабушка, и школа, и телевизор, все внушают одно... Бедные нынешние дети, на них сейчас давление идёт страшное.

Как некоторые представители меньшинств склонны везде видеть признаки дискриминации, так и феминист-учитель натягивает сову на глобус. Иногда банан - это просто банан, а большинство мужчин среди изучаемых писателей - просто следствие того, что среди хороших писателей большинство мужчины. Особенно странно видеть эти рассуждения в стране, где огромное количество женщин занимает руководящие позиции, в т.ч. вследствие того, что в ней полная женская эмансипация, включая право на голос, произошла раньше, чем во многих (если не большинстве) других "цивилизованных" стран, где до сих пор женщина на посту CFO, CLO или CEO или в совете директоров - редкость, с которой носятся как дурень с писаной торбой.

фиминизьм не нужен ога
все вышеперечисленное именно и есть результат ВЕКОВ угнетения и неравенства из него происходящего.
"просто большинство хороших писателей- мужчины" бгг
а еще - по странному совпадению, дворяне, чето и нет никого из крестьян, хоть их и было на порядки больше, если говорить о соотв. историческом периоде. Если взглянуть но современную ситуацию в писательстве- то соотношение полов существенно поменялось.
Про руководящие должности ну совсем смешно- женщин не особо с радостью принимают в подобные "мудские братства"- для вас это тоже новость? Ну да, с ними не поддержишь неформальное общение в стриптиз-клубе например. И стеклянный потолок никто не отменял. Да и грязные попки, унитаз-лицо хозяйки и кормить мужа понятно на чьих плечах, до сих пор. Вобщем яподарютебезвезду и полная победа феминизьму(который, разумеется, нинужин)

Откуда было взяться женщинам-писательницам, если тогда вся карьера женщины была основана на нарожать стописят детей, умудриться не помереть при родах, вырастить всех этих детей, пока муж писатель, по крестьянкам ходит, вдохновение ищет.

(Deleted comment)
легкомысленная дурочка (бедная Лиза) и верная жена (Татьяна Ларина)

Редкостный профан.

школьная программа на 98% (64 из 67) состоит из авторов-мужчин

Ужас какой. А еще Нобелевских лауреатов-мужчин - 98%. Нужно срочно что-то делать. Сексизм не пройдет!

А вы еще вспомните, что из белых мужчин... Не только гендерное неравенство, но еще и диверсификации нет...

Именно потому, что писатели мужчины, я и отождествляла себя в их книгах с героями мужчинами, потому что они живут понятными мне эмоциями, совершабт понятные мне поступки, а вот с героинями у меня не было отождествления, я не понимала их поступков и эмоций, мне они были неприятны и непонятны. Именно так рисуют портрет женщины мужчины.
У Толстого что не героиня, то кошмар, или восторженная дурочка, или истеричка, или страшко, или женщина с усами, или бросается под поезд. Да ну нафиг таких героинь! Я лучше в скачках буду учавствовать, как Вронский, чем рожать в муках, как Кэти

жизнерадостную самку Наташу Ростову забыли)

Как уже задолбали писки и визги о сексизме и неравенстве. Вы много видели женщин плотников, каменщиков, шахтеров? В ВДВ много ли вы женщин видели, а ОМОН почему поголовно мужской? Это что из-за сексизма или просто из-за того, что организм разный и нагрузки разные переносить можно.

А быть писателем это большие нагрузки?

> одна из главных проблем в российской школе — воспитание сексизма и установка на патриархальное мышление
Я правильно понимаю, что одна из проблем образования:
- не кадровый состав теперешних учителей;
- не идиотские программы вида вместим кучу информации в голову, а пользоваться ей не научим;
- не хроническое недофинансирование школ.

а именно это.

PS. Эффекта 25 кадра не существует. В контексте вышесказанного, очень характеризует образование.

А я бы вообще литературу бы запретила, и не только в школе. Философию там всякую. Собрать все книги бы да сжечь, из домашних библиотек тоже, и из инета вычистить под ноль. Полностью и абсолютно. Пусть люди все забудут. А потом снова все напишут. И Илиаду, и Короля Лира, и Божественную комедию, и Преступление с наказанием. Все заново, все с нуля.

Если сейчас начинать с нуля, то расплодятся сорокины, а не толстые.

Вы правы, Наталья. Самые хорошие книги последних лет 10 (моё твердое ИМХО) написаны женщиной под мужским псевдонимом Макс Фрай. Уверена, если б она писала под своим именем, не продалось и половины. Хотя дама даже не талантлива, а гениальна.
Поэтесс для школьного курса еще несколько могу назвать и не только для старшеклассников. Фазу Алиеву нужно с мальства читать и наизусть учить. Юлия Друнина, Римма Казакова, Белла Ахмадулина...

можно еще вспомнить Роулинг.
Можно как угодно относиться к книгам о Гарри Поттере, но сложно припомнить более популярную детско-подростковую книжку за последние 15 лет.

?

Log in

No account? Create an account