фб

radulova


Наталья Радулова


Previous Entry Share Next Entry
Сказки для девочек. Чему они нас на самом деле учат.
фб
radulova


Красавица и чудовище

Эту сказку ты, скорее всего, помнишь по мультфильму, сценарий которого сильно отличается от литературной основы, но ее ты тоже знаешь, даже если не читала: сказка французской романистки Габриэль Сюзанн де Вильнев и знакомый тебе с детства «Аленький цветочек» Аксакова почти ничем друг от друга не отличаются. И мораль, соответственно, у них одинакова: главное - не внешнее, а внутреннее, и любить нужно не за красоту. А за что?

За что Белль, она же Настенька, полюбила Чудовище? Может быть за то, что Чудовище заставил ее остаться у него в замке при помощи шантажам — мол, или ты, или твой папенька? Но это же в чистом виде стокгольмский синдром: состояние, при котором заложник начинает симпатизировать своим захватчикам или отождествлять себя с ними. Это защитный механизм психики, а не любовь.

А может быть, дело в том, что Чудовище внешне ужасен, но прекрасен внутри? Ничего подобного: ему, безусловно, можно посочувствовать, но его состояние — это не повод похищать людей и удерживать их насильно при помощи шантажа: то отца похищу, то сам умру. Принц, на лицо ужасный, внутри оказывается не добряком и лапочкой, а маньяком.

А давай представим, что эту сказку написали про девочек и для девочек. Что она называется «Красавец и чудовище», и в этой сказке прекрасный юноша готов остаться один на один в пустом замке с заколдованной уродиной со скверным характером и замашками маньячки. И полюбить ее такой, какая она есть. Представляешь? Вот и мы нет. Потому что это сказка не про девушку, которая нашла свое счастье, а про Чудовище, которому непременно достанется красавица. На том простом основании, что у него есть штаны.

А что до Красавицы — то кому и когда, в самом деле, были интересны чувства жертвы? Смирилась со своей участью — и прекрасно.



Дюймовочка

Дюймовочку никто не рассматривает как личность, ее рассматривают как удобную функцию: это хорошая жена, она мало ест. Все это совершенно справедливо возмущало нас в детстве, а вот хэппи-энд, напротив, закономерно радовал. Но где он, тот хэппи-энд?

Может быть, прекрасный эльфийский король дал себе труд познакомиться с Дюймовочкой поближе? Может быть, он спросил у нее, не желает ли она вернуться к матери, или хотя бы навестить ее? Нет, разумеется. Нам просто сообщили, что король эльфов и Дюймовочка полюбили друг друга, поженились и жили долго и счастливо. Функция реализуется. Дюймовочка наконец-то стала достаточно хорошей женой. Да почему бы ей не стать еще кем-нибудь, а? Хорошим ветеринаром, например. Потому что эта героиня казалась нам действительно живой и счастливой только в тот момент, когда ухаживала за ласточкой. Все остальное время Дюймовочкой управляли другие герои - то жабье семейство, то мышь с кротом, то эльф, — и никто ни разу не поинтересовался, чего же хочется самой Дюймовочке. Ну, сама виновата. Нечего было такой маленькой рождаться, правда?



Русалочка

Давай еще раз попробуем поменять героев местами? Есть множество сказок о бесстрашных рыцарях, готовых ради любимой воевать с ведьмами, с драконами, с живыми мертвецами и с чертом лысым. Все эти прекрасные мужчины готовы расстаться с жизнью ради любви, но ни один никогда не был готов расстаться ни с одной составляющей этой самой привычной жизни. Умереть — это запросто (правда, почему-то никто не умер, не считая тех, кого сразу отпоили живой водой), а вот отказаться от чего-то действительно значимого — это увольте: только женщина ради большой и светлой любви способна добровольно себя покалечить. В какой сказке есть принц, готовый остаток жизни ходить будто бы по ножам, и при этом не иметь возможности объясниться со своей милой? Где этот мужчина, готовый самостоятельно себя пытать, потому что жить вдали от любимой — это пытка невыносимее? Нет такого мужчины. А Русалочка есть. И чему же она нас научила?

Тому, что жертвенность — это только женское качество. Мужчина же вправе эту жертву не принять, и ничего страшного, в сущности, с ним не случиться. А та, что принесла себя в жертву, должна утереться. Пусть радуется тому, что эта Великая любовь у нее вообще была. Ради такого и умереть не жалко, верно, девочки?

Отсюда

Про Дюймовочку что-то сильно за уши притянуто. Ее не "взяли замуж" за какой-то функционал, а, как Вы сами же пишете, "король эльфов и Дюймовочка полюбили друг друга, поженились". Вроде как речь о взаимном чувстве и совместно принятом решении? Не написано, что Дюймовочка не стала хорошим ветеринаром - там и про короля эльфов не сказано, чем он там занимался после свадьбы? Также ничего нет про то, как король эльфов навещал своих престарелых родителей - почему должно быть написано, навещала ли свою "мать" Дюймовочка?

>> юноша готов остаться один на один в пустом замке с заколдованной уродиной со скверным характером и замашками маньячки.

Смотрите во всех ЗАГСах страны.

>>Дюймовочку никто не рассматривает как личность, ее рассматривают как удобную функцию

Сначала - это дочь женщины-длясебяшки.

>>только женщина ради большой и светлой любви способна добровольно себя покалечить

Вообще-то, она это задумала, чтобы получить бессмертную душу (и в этом куда больше реализма, чем может показаться на беглый взгляд). И только потом появился принц.

>> Где этот мужчина, готовый самостоятельно себя пытать, потому что жить вдали от любимой — это пытка невыносимее?

Пьеро.

Почему сначала сюжет сказки (про чудовище) не описали, понадеялись что никто в вики не слазит и не прочтет? Правильно понадеялись)), И тут пропаганда и интерпретации. Никуда уже от этого не деться, даже на другой планете не спрятаться. Попробуйте усложнить подход к восприятию сюжета.

Почему Бель осталась с Чудовищем? Странные Вы. Он просто богат, очень-очень богат. Что-то не при помню я сказки, где красавица полюбила свинопаса. Как раз наоборот)))

Настенька была из купеческой семьи

У Андерсена вообще странные сказочки, мягко говоря. Да вот хоть бы "Красные лабутены башмачки", например. Готовый сценарий фильма ужасов.

Надо отдать должное сценаристам диснеевской "Красавицы", получилось правдоподобно. У Белль выбор между "очень плохо" и "просто плохо": между жизнью среди деревенских свиноматок, с перспективой превратиться в одну их них, и уединением в замке. Деревенский хряк-производитель Гастон вряд ли лучше Чудовища. Но наличие огромной библиотеки в замке решает всё, это ключевой момент мульта.

вот именно, поди поищи такую библиотеку в средневековье


Edited at 2016-09-06 11:28 am (UTC)

А давай представим, что эту сказку написали про девочек и для девочек. Что она называется «Красавец и чудовище», и в этой сказке прекрасный юноша готов остаться один на один в пустом замке с заколдованной уродиной со скверным характером и замашками маньячки. И полюбить ее такой, какая она есть. Представляешь?

Творчество Ганса-Христиана Андерсена предано забвению. Это же постер сказки "Снежная королева". ))

Ну вот еще царевна-лягушка, не? Он вроде как тоже жабу в дом взял и даже поцеловать ее осмелился.

слушайте интерпретацию сказки "аленький цветочек" от шуры каретного.

В сказке Аленький накуй цветочек меня бесит, что Настенька красавица, должна полюбить чудовище, почему бы Настеньке не быть страшненькой то? Чудовище и страшненькоц должно быть радо!
Дюймовочка нормально все, принц ее спас и увез в парадайз ей подобных эльфов. Мать не была подобна Дюймоаочке, к тому же, не смогла ее уберечь.
Русалочка хорошая сказка, рассказывает о том, как не выгодно девушке влюбляться, можно все потерять

А давай представим, что эту сказку написали про девочек и для девочек. Что она называется «Красавец и чудовище», и в этой сказке прекрасный юноша готов остаться один на один в пустом замке с заколдованной уродиной со скверным характером и замашками маньячки. И полюбить ее такой, какая она есть. Представляешь?
----
Так написали даже покруче. Молодой князь не смог избежать шантажа хваткой и умной крестьянки, женился на ней, взял её в свой замок... Даже похоронен был в женском монастыре. Всё как и пожелала прекрасная Феврония.

Чет мне это напоминает специалистов от педагогики 30-х годов, с которыми Чуковский воевал: "Как можно делать главной героиней сказки муху? муха вредное насекомое, которое разносит заразу А у ребенка посредством сказки складывается положительное впечатление о подобной пакости". как-то так)))

Какая мерзость.
Зачем перевирать сюжеты сказок? де еще притягивать какую то бредовую мысль, что жертвенность - женское качество?

В Красавице и чудовище Вам уже выше верно сказали начинается вообще то с того, что отец без спросу срывает цветок. И обещает вернуться в наказание. И о каком шантаже речь?! Он же наоборот её отпускает, когда видит, что она скучает?
Дюймовочка - вообще надуманные события, которых в сказке не было - про жену, про навестить мать. Вы бредите?

>>В какой сказке есть принц...
У того же Андерсона - Стойкий оловянный солдатик, например.




Стойкий оловянный не подходит, он же деффектный

Кстати, да: и Белль, и Золушка, и Дюймовочка оторвали себе очень неплохие партии, пусть и по не зависящему от них случаю, и их мужчины показали себя с лучшей стороны; Ариэль же выбирала сама - и вон что вышло.

бгг) в коментах перепись абьюзеров

Насчет Дюймовочки, читаем как она появилась на свет:
"Жила на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит:
- Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!."
Типичный случай "ребенка длясибя", так масса женщин рожает себе заведомо больных детей, которые пожизненно будут зависеть от матери, этаких живых кукол.

Меня лично в этой истории приколол эпизод взаимной заботы Дюймовочки и Ласточки. Вот оно, взаимовыгодное сотрудничество и реальный "симбиоз". А прынца-эльфа, имхо просто притянули за уши, он там не пришей кобыле хвост, просто дань традиции сказок.

Но там же ещё смысл, что в конце она находит свой народ, оказывается среди себе подобных. Она больше не одна такая, никто её больше не может схватить и потащить куда-то. Ещё и крылышки ей прицепили! Вот это самое главное (меня в детстве эти крылышки тоже радовали, ну и ласточка конечно). А принц - ну да, просто так положено.

?

Log in

No account? Create an account